Какими средствами обучения ИЯ располагает в настоящее время средняя школа?

Рассмотрим здесь этот вопрос лишь в самом общем плане.

В настоящее время средняя школа располагает следующими основ­ными (обязательными) средствами обучения, составляющими еди­ный учебно-методический комплект (УМК):

книгой для ученика (учебник),

«Книгой для учителя»,

книгой для чтения (в последних изданиях она со второго года

обучения издается под одной обложкой с учебником),

грампластинками,

грамматическими таблицами,

картинами: предметными, сюжетными, тематическими,

аппликациями для фланелеграфа,

диафильмами,

кинокольцовками,

кинофрагментами.

Идея создания учебно-методических комплектов возникла в на­чале 60-х годов, когда особенно остро встал вопрос по перестройке обучения иностранным языкам в связи с усилением значения практических целей обучения. В 1961 г. в связи с постановлением Совета Министров СССР «Об улучшении обучения иностранным языкам в средней школе» была установлена необходимость повысить уровень преподавания и дать в руки учителю такие средства обу­чения, которые основывались бы на новых в то время научных данных и на обобщении передового опыта. Одновременно нужно было осуществить массовую переподготовку учителей на уровне новых для того периода требований науки и практики.

К этому времени и относится идея создания комплексного учебника, который состоял бы из книги для ученика и «Книги для учителя», а также включал аудиовизуальные средства (средства зрительной и слуховой наглядности), позволяющие компенсировать отсутствие языковой среды, усилить мотивацию обучения, интерес к учебному предмету.

Кратко охарактеризуем основные компоненты учебно-методиче­ских комплектов по ИЯ в принципиальном плане.

Книга для ученика (точнее, учебник) и «Книга для учителя» должны представлять собой неразрывное ядро комплекта, но каждая из них, обладая своей спецификой, будет рассмотрена отдельно. Учебник должен заключать в себе всю программу действий ученика на каждом году обучения. Он призван реализовать конечные для каждого года цели, промежуточные цели, подцели и задачи (цели по темам, задачи каждого урока, этапов урока, отдельных упражнений), должен включать все компоненты содержания обу­чения. Вспомним, какие!

Все компоненты содержания обучения в своей совокупности содержат потенциальные возможности для развития на их основе знаний, навыков и умений учащихся в предусмотренных программой пределах.

Для того чтобы эти потенциальные возможности реализовались, языковой и речевой материал должен быть организован в упражне­ния, которые включают в себя единицы языка и речи и действия с ними.

Учебник, как правило, предусматривает развитие всех основных видов РД: говорения, аудирования, чтения и письма с помощью направленных на их формирование упражнений, хотя часть из них, например для обучения аудированию, может содержаться в «Книге для учителя».

Согласно традиции учебники обычно организованы по тематиче­скому или ситуативно-тематическому принципу в параграфы, кото­рые представляют собой относительно законченные отрезки содержа­тельного плана для говорения, чтения, аудирования. Параграф охватывает, как правило, серию уроков и имеет большей частью поурочную структуру.

Учебник может содержать различные приложения: справочники, словарь. В нем могут быть использованы разные средства нагляд­ности: разнообразные шрифты, таблицы, схемы, рисунки, разного рода символика (условные обозначения).

Характер всего перечисленного выше, т. е. то, каким содержа­нием и методическим смыслом оно наполнено, зависит от методичес­кой концепции авторов, от уровня развития методики и смежных с ней областей знания, от того, как используются и внедряются но­вейшие научные данные. Кроме того, они зависят от полиграфической базы и от многих, многих других факторов.

Современные учебники строятся с учетом как общедидактиче­ских, так и частнометодических принципов, а также в своем боль­шинстве с использованием метода моделирования, без которого теперь, пожалуй, уже не мыслится организация грамматического материала в учебнике, а также обучение говорению. Все это должно обеспечить научность обучения, его посильность, осознание уче­никами существенных явлений и процессов иноязычной речевой деятельности.

Методы и приемы также должны находить отражение в учебнике. Как? Каким образом?

Так, выполнение соответствующих упражнений должно позво­лить ученику ознакомиться с материалом и действиями оформления и оперирования (коммуникативно-ориентированное наглядно-чув­ственное ознакомление), глубоко осознать эти действия (коммуника­тивно-ориентированное, активное, по возможности самостоятельное проблемно организуемое осмысление), поэлементно использовать их 3 речи, научиться их коммуникативно-мотивированно употреблять в целях общения, как в продуктивном плане (коммуникативно-этивированное применение говорения, письма), так и в рецептивном (коммуникативно-мотивированное чтение, аудирование). Упражнения помогут ученику научиться контролировать свои действия, пользоваться ключами (самоконтроль).

При этом учитель, опираясь на «Книгу для учителя» и учебник, должен направлять действия учащихся с помощью показа (орга­низации ознакомления), объяснения (организации осмысления), побуждения к воспроизведению, создавать речевые стимулы путем описания ситуаций общения и постановки условно-коммуни­кативной или собственно коммуникативной задачи, оценивать и побуждать к самоконтролю и самооценке. И основными помощни­ками для него в этом плане должны быть его методическая подго­товка, программа и «Книга для учителя».

«Книга для учителя» призвана выполнять целый ряд очень важ­ных функций. Так она должна:

дополнять учебник, содержать материалы для аудирования, для осуществления контроля;

содержать подробную методическую интерпретацию заложенной в учебнике системы обучения и помогать учителю осознать и освоить ее. Особое значение придается в этом плане введению, тематическим планам, постановке задач урока, а также отдельным комментариям в поурочных разработках;

осуществлять конкретное практическое руководство деятель­ностью учителя, предлагая ему развернутый план или сценарии уроков. Это должно дисциплинировать учителя, унифицировать и нормализовать его деятельность, облегчая ему подготовку к урокам, снабжая его дополнительным к учебнику материалом;

осуществлять переподготовку учителя, в свете требований про­граммы, расширять его теоретический кругозор, развивать его твор­чество, направляя его по определенному руслу.

Следовательно, по отношению к учителю «Книга для учителя» призвана решать как практические задачи, осуществляя непосред­ственное управление его деятельностью, так и образовательные и воспитательные задачи, повышая его квалификацию, приучая его выполнять рекомендации, однако творчески преломляя их с учетом особенностей контингента учащихся и других конкрет­ных условий обучения.

А где можно найти краткую характеристику других компонентов комплекта? Прочитайте о них во введении к «Книге для учителя» к учебнику 5-го класса.

Итак, какие аудиовизуальные средства обучения являются обязательными компонентами УМК?

Каждое из них имеет свои специфические качества. Их использо­вание должно определяться задачами урока и методической целе­сообразностью. Так, например, предъявлять новую лексику на на­чальном этапе с опорой на картину более экономно по времени, чем использовать для этого кинофрагмент.

(А может быть, дело в том, что удобные для этого кинофрагменты к УМК еще не созданы?)

И наоборот, побуждать учащегося к высказыванию на основе хорошо известной картины, на которой, например, предъявлялась лексика, не целесообразно, ибо это, как правило, обрекает его на репродукцию, не вызывает интереса. Использовать же кинофрагмент для выражения своих мыслей в связи с увиденным уместно и целесообразно.

Помимо аудиовизуальных средств, входящих в УМК, учитель может привлекать выпускаемые для обучения ИЯ диапозитивы, транспаранты для кодоскопа. Использование последних особенно эффективно. Они помогают созданию вариативных ситуаций для развития устной речи, дают возможность в наглядной форме поэтапно предъявлять и обобщать грамматический и лексический материал и т. д.

Надо сказать, что на практике нередки случаи, когда учителя по той или иной причине используют не все компоненты комплекта: иногда они не попадают своевременно в школу, иногда выходит из строя аппаратура и возникает необходимость вместо одних пособий использовать другие и т. д.

Современный учитель ИЯ должен быть в состоянии сам изгото­вить нужные ему пособия, привлекая для этого своих учеников. Имеются учителя, которые добились больших успехов, создавая схемы, таблицы, ккнофрагменты, кинокольцовки, диапозитивы, эпифильмы. Большое распространение получило в последние годы использование рисунков в технике кроки, т. е. схематическое изображение предметов и людей (см. приложение к учебнику 4-го класса).

Овладеть этой техникой нетрудно, а каким прекрасным, опера­тивным средством наглядности являются эти нехитрые рисунки, изображаемые учителем во время рассказа или объяснения на доске! А как следует оснащать кабинеты ИЯ и языковые лаборатории?

Особенность языковых лабораторий (лингафонных кабинетов) в том, что они обеспечивают комплексное использование всех учебных пособий, в том числе и ТСО, и рационализируют деятельность учителя по управлению обучением. Для них разработаны специаль­ные лингафонные практикумы (см., например 43).

На страницах журнала «Иностранные языки в школе» и в журна­ле «Fremdsprachenunterricht» (ГДР) часто публикуются статьи об их использовании. Все более актуальным становится применение ЭВМ.

Однако среди всех средств обучения, входящих в УМК, именно учебник занимает основное и ведущее место.

Хорошее знание учителем учебника, его функций, понимание возможностей системы обучения, заложенной в нем,— важные пред­посылки для его творческого использования. Особенно значимо осознание учителем роли упражнения как основной структурно-функциональной единицы учебника. Ведь учебник не простое храни­лище слов, текстов, правил, таблиц и т. п., а разветвленная програм­ма действий ученика и его взаимодействия с учителем и другими учениками, которая реализуется с помощью упражнений.

Наши рекомендации