Как определить ныне действующий метод обучения ИЯ?
Итак, что же характерно для ныне действующего метода обучения ИЯ и можно ли вообще считать, что сейчас действует один общий метод? Если да, надо выявить все то, что в концептуальном плане объединяет всех работающих в данной предметной области.
Каковы принципы, которые признаются и реализуются всеми методистами, разрабатывающими действующие системы обучения? Это прежде всего:
1. Комплексная реализация целей обучения: практических, воспитательных, образовательных, развивающих, при постулировании ведущей роли практической цели.
2. Коммуникативная направленность обучения, т. е. понимание практической цели как обучение иноязычному общению (пусть даже недостаточно реализуемое).
3. Последовательное (не параллельное) обучение устной речи и чтению как ведущим целевым умениям в самом начале обучения (учитывая предписываемый программой принцип устной основы обучения!), а в целом превалирование устной речи на начальной и средней ступени и чтения на старшей ступени обучения.
4. Структурно-функциональный подход к организации иноязычного материала и деятельности на его основе.
5. Стремление интенсифицировать учебный процесс за счет сочетания индивидуальных, парных и групповых форм работы.
Можно было бы назвать, вероятно, и некоторые другие общие принципы, но достаточно и этих, чтобы показать, что название «сознательно-практический» не отражает их в должной мере и не способствует определению общей стратегии обучения.
Существуют попытки сформулировать общие методы обучения, которые бы более точно задавали генеральное направление обучению.
Так, авторы действующего учебно-методического комплекта по немецкому языку назвали разработанный ими общий метод для начального и среднего этапов обучения коммуникативно-ориентированным, структурно-функциональным методом взаимосвязанного обучения основным видам иноязычной речевой деятельности, предусматривающим дифференцированный подход к формированию каждого из них, использование моделирования на разных уровнях языка и речи в целях управления обучением, всемерное стимулирование речемыслительной активности учащихся (17).
В этом громоздком определении метода имплицитно присутствует и практическая (коммуникативная) его ориентация и опора на сознательность, т. е. налицо оба конституента сознательно-практического метода.
Но, помимо этого, названы и другие крайне существенные его характеристики. Все в целом они и определяют принятую стратегию обучения (см. принципы обучения, выделенные в «Книгах для учителя» к учебникам 4-го и 8-го классов).
Отсюда вытекает, что название «сознательно-практический» уже не отражает в должной мере современный общий метод в обучении ИЯ.
Не случайно поэтому целый ряд исследований последних лет посвящен разработке принципов обучения, в частности принципа коммуникативности, не нашедших отражения в формулировке сознательно-практического метода, но представляющих особую значимость для описания всей стратегии обучения (см.: 85; 55).
Более того, предпринята попытка разработать целостный коммуникативный метод обучения ИЯ, однако лишь применительно к говорению (83). Но для разработки общего метода важно знать, как соотносятся различные виды РД друг с другом. Именно метод должен дать ответ на вопрос, как взаимодействуют говорение и чтение, познавательная и коммуникативная деятельность в процессе обучения, как осуществляется формирование разных сторон речи (лексической, грамматической) применительно к продуктивным и рецептивным видам РД и др., без чего нельзя научно обоснованно создавать учебники и внедрять метод в практику обучения.
Примечательно, что действующая сейчас система обучения немецкому языку отражает общий метод в динамике, в развитии. Для начальной и средней ступени он был определен выше. Что касается старшей ступени, то здесь он обретает характер собственно коммуникативного метода (24; 26; 28), хотя название это дано здесь сугубо условно.
В принципиальном плане изменение метода на старшей ступени закономерно, ибо возникает вопрос, может ли вообще на протяжении всего курса обучения действовать один и тот же метод?
Для того чтобы в последующих разделах книги иметь возможность определить, как воплощается намеченная выше общая стратегия в действующей системе обучения немецкому языку, рассмотрим более детально, что понимается под системой обучения.
Вопросы для самоконтроля
1. Как следует оценивать исторически сложившиеся методы обучения ИЯ? Почему?
2. Что общего между методом в широком смысле слова и подходом? В чем их различие?
3. На какие вопросы должен дать ответ общий метод?
4. Можно ли с помощью формулировки действующего сейчас метода обучения немецкому языку дать ответы на эти вопросы?
Не правомерней ли вообще исходить в настоящее время не из общего метода, который как таковой недостаточно описан, а рассматривать конкретные системы обучения по отдельным языкам, выявляя в них общее и различное?
Глава III
ПОНЯТИЕ «СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ИЯ»
Наука — это неустанная многовековая работа
мысли свести вместе посредством системы все познаваемые
явления нашего мира.
А. Эйнштейн