Как определить ныне действующий метод обучения ИЯ?

Итак, что же характерно для ныне действующего метода обучения ИЯ и можно ли вообще считать, что сейчас действует один общий метод? Если да, надо выявить все то, что в концептуальном плане объединяет всех работающих в данной предметной области.

Каковы принципы, которые признаются и реализуются всеми методистами, разрабатывающими действующие системы обу­чения? Это прежде всего:

1. Комплексная реализация целей обучения: практических, воспитательных, образовательных, развивающих, при постулировании ведущей роли практической цели.

2. Коммуникативная направленность обучения, т. е. понимание практической цели как обучение иноязычно­му общению (пусть даже недостаточно реализуемое).

3. Последовательное (не параллельное) обучение устной речи и чтению как ведущим целевым умениям в самом начале обучения (учитывая предписываемый програм­мой принцип устной основы обучения!), а в целом превалиро­вание устной речи на начальной и средней ступени и чтения на старшей ступени обучения.

4. Структурно-функциональный подход к орга­низации иноязычного материала и деятельности на его основе.

5. Стремление интенсифицировать учебный процесс за счет сочетания индивидуальных, парных и групповых форм работы.

Можно было бы назвать, вероятно, и некоторые другие общие принципы, но достаточно и этих, чтобы показать, что название «сознательно-практический» не отражает их в должной мере и не способствует определению общей стратегии обучения.

Существуют попытки сформулировать общие методы обучения, которые бы более точно задавали генеральное направление обуче­нию.

Так, авторы действующего учебно-методического комплекта по немецкому языку назвали разработанный ими общий метод для на­чального и среднего этапов обучения коммуникативно-ориентирован­ным, структурно-функциональным методом взаимосвязан­ного обучения основным видам иноязычной ре­чевой деятельности, предусматривающим диф­ференцированный подход к формированию каждого из них, использование моделирования на разных уров­нях языка и речи в целях управления обучением, всемерное сти­мулирование речемыслительной активности учащихся (17).

В этом громоздком определении метода имплицитно присутст­вует и практическая (коммуникативная) его ориентация и опо­ра на сознательность, т. е. налицо оба конституента сознатель­но-практического метода.

Но, помимо этого, названы и другие крайне существенные его характеристики. Все в целом они и определяют принятую стратегию обучения (см. принципы обучения, выделенные в «Кни­гах для учителя» к учебникам 4-го и 8-го классов).

Отсюда вытекает, что название «сознательно-практический» уже не отражает в должной мере современный общий метод в обуче­нии ИЯ.

Не случайно поэтому целый ряд исследований последних лет посвящен разработке принципов обучения, в частности принципа коммуникативности, не нашедших отражения в формулировке созна­тельно-практического метода, но представляющих особую значи­мость для описания всей стратегии обучения (см.: 85; 55).

Более того, предпринята попытка разработать целостный ком­муникативный метод обучения ИЯ, однако лишь применительно к говорению (83). Но для разработки общего метода важно знать, как соотносятся различные виды РД друг с другом. Именно метод должен дать ответ на вопрос, как взаимодействуют го­ворение и чтение, познавательная и коммуникативная деятельность в процессе обучения, как осуществляется формирование разных сто­рон речи (лексической, грамматической) применительно к продуктив­ным и рецептивным видам РД и др., без чего нельзя научно обоснованно создавать учебники и внедрять метод в практику обу­чения.

Примечательно, что действующая сейчас система обучения не­мецкому языку отражает общий метод в динамике, в развитии. Для начальной и средней ступени он был определен выше. Что касается старшей ступени, то здесь он обретает характер собствен­но коммуникативного метода (24; 26; 28), хотя название это дано здесь сугубо условно.

В принципиальном плане изменение метода на старшей сту­пени закономерно, ибо возникает вопрос, может ли вообще на протяжении всего курса обучения действовать один и тот же метод?

Для того чтобы в последующих разделах книги иметь воз­можность определить, как воплощается намеченная выше общая стратегия в действующей системе обучения немецкому языку, рас­смотрим более детально, что понимается под системой обучения.

Вопросы для самоконтроля

1. Как следует оценивать исторически сложившиеся методы обу­чения ИЯ? Почему?

2. Что общего между методом в широком смысле слова и подходом? В чем их различие?

3. На какие вопросы должен дать ответ общий метод?

4. Можно ли с помощью формулировки действующего сейчас метода обучения немецкому языку дать ответы на эти вопросы?

Не правомерней ли вообще исходить в настоящее время не из общего метода, который как таковой недостаточно описан, а рассмат­ривать конкретные системы обучения по отдельным языкам, выявляя в них общее и различное?

Глава III
ПОНЯТИЕ «СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ИЯ»

Наука — это неустанная многовековая ра­бота

мысли свести вместе посредством систе­мы все познаваемые

явления нашего мира.

А. Эйнштейн

Наши рекомендации