Технология выполнения анализа литературных источников
В процессе подготовки пояснительной записки следует помнить, что изложение мысли осуществляется от первого лица множественного числа или в неопределенной форме. Например:
– Мы считаем, что …
– Результаты нашего исследования доказали, что …
–Считается, что …
– Исследования проводились …
Такой подход к изложению мысли используется и при выполнении анализа литературных источников.
Анализ литературных источников выполняется в следующей последовательности.
1. Составляется список литературы по теме исследования.
2. Осуществляется выделение проблемы, которая соответствует теме исследования в работах разных авторов.
3. Излагаются точки зрения по данной проблеме разных авторов с корректным выделением сходства и различий.
4. Выполняется собственная оценка точек зрения других авторов.
При выполнении собственной оценки высказывают суждение в соответствии с отношением: принимаю точку зрения – соглашаюсь с автором – не соглашаюсь. При этом следует свою точку зрения аргументировать.
В процессе анализа возникает необходимость включения мысли другого автора в свой собственный текст.
Можно использовать следующие языковые формы включения в текст чужой мысли.
Формы возражения:
– Мы позволили себе (попробуем) возразить … , который (ая) считает, что …
– Нам представляется недостаточно объективной (перспективной, корректной) точка зрения, согласно которой …
– Нам представляется субъективной (узкой, дискуссионной, спорной, излишне схематичной, устаревшей) точка зрения …
Формы согласия:
– Мы принимаем точку зрения (концепцию) …
– Полностью принимаем точку зрения …
– Поддерживаем точку зрения …
– разделяем точку зрения …
– возвращаемся к забытой идее …
– отталкиваемся от идеи о …
Формы частичного согласия:
– Принимая во внимание точку зрения … о … мы хотели бы поставить вопрос о …
– Мы лишь частично принимаем точку зрения, связанную с …
Возможно использование языковых конструкций, выполненных не от первого лица множественного числа, а в неопределенной форме. Например:
– В работе принимается точка зрения …
– Разрабатывается идея …
При выполнении оценки точек зрения других авторов следует помнить, что важнейшее условие – наличие аргументов и корректность в высказывании точки зрения.
Примерные темы курсовых работ
1. Основные тенденции развития системы образования в мире.
2. Противоречия в системе профессионального образования.
3. Высшее рабочее образования: перспективы и реальность
4. Мировые дидактические концепции и современный процесс обучения
5. Взаимосвязь образования и культуры, образования и общества.
6. Профессиональное обучение и воспитание за рубежом.
7. Качество образования и современная школа.
8. Обученность и обучаемость – сходства и различия.
9. Современные образовательные технологии в профессиональном образовании.
10. Воспитательные условия развития учащихся начального профессионального образования.
11. Социально-психологический портрет современного учащегося НПО
12. Профессиональное обучение и воспитание: общее и особенное.
13. Педагогический смысл «эффекта Пигмалиона» и явление «стереотипизации» в развитии личности.
14. Взаимосвязь стиля педагогического руководства и эффективности педагогической деятельности.
15. Комплексный подход к задаче развития личности в образовательном процессе.
16. Феномен социальной зрелости личности в современных условиях профессионального образования.
17. Духовность и религиозность как аспекты нравственного развития личности.
18. Роль профессиональной мотивации в успешности профессионального обучения и трудовой деятельности.
19. Сформулируйте и обоснуйте цель образовательного учреждения в виде определенной модели воспитанника.
20. Проблемы модернизации общего и профессионального образования.
21. Теории и технологии личностно развивающего и личностно центрированного обучения.
22. Аксиологические основы профессионального воспитания и образования.
23. Инновационные образовательные процессы: «за» и «против».
24. Ценностные аспекты валеологических проблем гуманистического воспитания.
25. Человек в образовании, образование – для человека.
26. Педагогика ненасилия и возможные пути ее реализации в современной системе воспитания и обучения.
27. Рентабельность образования в современных рыночных условиях.
28. Элитарное образование: исторический опыт и современность.
29. Профориентационная работа: реалии и перспективы.
30. Внутренний конфликт и защитные механизмы у воспитанника начального профессионального образования.
6.4. Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению
Контрольная работа по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» предназначена для студентов заочной формы обучения и рассчитана на самостоятельное освоение определенных дидактических единиц рабочей программы по данной дисциплине с учетом требований Государственного образовательного стандарта. Выполнение контрольной работы должно способствовать:
• формированию у студентов системы научных понятий дисциплины
• ознакомлению с различными научными подходами педагогической теории и практики
• пониманию сущности, закономерностей и логики педагогических явлений и процессов;
• осознанию студентами своего жизненного опыта с педагогических позиций и формированию у них на этой основе педагогического мышления и профессиональных ориентиров
• анализу и углубленному изучению педагогической реальности, нахождению и постановке актуальных проблем профессионального обучения;
• развитию навыков самостоятельной работы с научной литературой.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Контрольная работа № 1 выполняется в полном соответствии с требованиями предложенных вариантов заданий. Выбор варианта контрольной работы осуществляется согласно последней цифре номера зачетной книжки.