Технология выполнения анализа литературных источников

В процессе подготовки пояснительной записки следует помнить, что изложение мысли осуществляется от первого лица множественного числа или в неопределенной форме. Например:

– Мы считаем, что …

– Результаты нашего исследования доказали, что …

–Считается, что …

– Исследования проводились …

Такой подход к изложению мысли используется и при выполнении анализа литературных источников.

Анализ литературных источников выполняется в следующей последовательности.

1. Составляется список литературы по теме исследования.

2. Осуществляется выделение проблемы, которая соответствует теме исследования в работах разных авторов.

3. Излагаются точки зрения по данной проблеме разных авторов с корректным выделением сходства и различий.

4. Выполняется собственная оценка точек зрения других авторов.

При выполнении собственной оценки высказывают суждение в соответствии с отношением: принимаю точку зрения – соглашаюсь с автором – не соглашаюсь. При этом следует свою точку зрения аргументировать.

В процессе анализа возникает необходимость включения мысли другого автора в свой собственный текст.

Можно использовать следующие языковые формы включения в текст чужой мысли.

Формы возражения:

– Мы позволили себе (попробуем) возразить … , который (ая) считает, что …

– Нам представляется недостаточно объективной (перспективной, корректной) точка зрения, согласно которой …

– Нам представляется субъективной (узкой, дискуссионной, спорной, излишне схематичной, устаревшей) точка зрения …

Формы согласия:

– Мы принимаем точку зрения (концепцию) …

– Полностью принимаем точку зрения …

– Поддерживаем точку зрения …

– разделяем точку зрения …

– возвращаемся к забытой идее …

– отталкиваемся от идеи о …

Формы частичного согласия:

– Принимая во внимание точку зрения … о … мы хотели бы поставить вопрос о …

– Мы лишь частично принимаем точку зрения, связанную с …

Возможно использование языковых конструкций, выполненных не от первого лица множественного числа, а в неопределенной форме. Например:

– В работе принимается точка зрения …

– Разрабатывается идея …

При выполнении оценки точек зрения других авторов следует помнить, что важнейшее условие – наличие аргументов и корректность в высказывании точки зрения.

Примерные темы курсовых работ

1. Основные тенденции развития системы образования в мире.

2. Противоречия в системе профессионального образования.

3. Высшее рабочее образования: перспективы и реальность

4. Мировые дидактические концепции и современный процесс обучения

5. Взаимосвязь образования и культуры, образования и общества.

6. Профессиональное обучение и воспитание за рубежом.

7. Качество образования и современная школа.

8. Обученность и обучаемость – сходства и различия.

9. Современные образовательные технологии в профессиональном образовании.

10. Воспитательные условия развития учащихся начального профессионального образования.

11. Социально-психологический портрет современного учащегося НПО

12. Профессиональное обучение и воспитание: общее и особенное.

13. Педагогический смысл «эффекта Пигмалиона» и явление «стереотипизации» в развитии личности.

14. Взаимосвязь стиля педагогического руководства и эффективности педагогической деятельности.

15. Комплексный подход к задаче развития личности в образовательном процессе.

16. Феномен социальной зрелости личности в современных условиях профессионального образования.

17. Духовность и религиозность как аспекты нравственного развития личности.

18. Роль профессиональной мотивации в успешности профессионального обучения и трудовой деятельности.

19. Сформулируйте и обоснуйте цель образовательного учреждения в виде определенной модели воспитанника.

20. Проблемы модернизации общего и профессионального образования.

21. Теории и технологии личностно развивающего и личностно центрированного обучения.

22. Аксиологические основы профессионального воспитания и образования.

23. Инновационные образовательные процессы: «за» и «против».

24. Ценностные аспекты валеологических проблем гуманистического воспитания.

25. Человек в образовании, образование – для человека.

26. Педагогика ненасилия и возможные пути ее реализации в современной системе воспитания и обучения.

27. Рентабельность образования в современных рыночных условиях.

28. Элитарное образование: исторический опыт и современность.

29. Профориентационная работа: реалии и перспективы.

30. Внутренний конфликт и защитные механизмы у воспитанника начального профессионального образования.

6.4. Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению

Контрольная работа по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» предназначена для студентов заочной формы обучения и рассчитана на самостоятельное освоение определенных дидактических единиц рабочей программы по данной дисциплине с учетом требований Государственного образовательного стандарта. Выполнение контрольной работы должно способствовать:

• формированию у студентов системы научных понятий дисциплины

• ознакомлению с различными научными подходами педагогической теории и практики

• пониманию сущности, закономерностей и логики педагогических явлений и процессов;

• осознанию студентами своего жизненного опыта с педагогических позиций и формированию у них на этой основе педагогического мышления и профессиональных ориентиров

• анализу и углубленному изучению педагогической реальности, нахождению и постановке актуальных проблем профессионального обучения;

• развитию навыков самостоятельной работы с научной литературой.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Контрольная работа № 1 выполняется в полном соответствии с требованиями предложенных вариантов заданий. Выбор варианта контрольной работы осуществляется согласно последней цифре номера зачетной книжки.

Наши рекомендации