Семинарское занятие 4. Урок в современной школе
Примерные вопросы для обсуждения:
· Формы обучения и их развитие в теории и практике.
· Понятие об уроке. Классификация уроков.
· Типы уроков в традиционной классификации по дидактическим целям и месту урока в их общей системе.
· Основные требования, предъявляемые к современному уроку.
Рекомендуемая литература:
1. Анализ урока: типология, методики, диагностика/авт-сост. Л.В.Голубева, Т.А. Чегодаева.- Волгоград, 2008.
2. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения // Избранные педагогические труды. – М., 1989. – с. 379-415.
3. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2000.- Гл. 1; 2.4; 3.4-3.6; 4.2.
4. Зайцев В.Н. Практическая дидактика.- М.,2006.
5. Культура современного урока. / Под ред. Н.Е.Щурковой. – М., 1997
6. Махмутов М.И. Современный урок. – М., 1986.
7. Окунев А.А. Как учить не уча. – СПб, 1996.
8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок.-Ростов-н/Д, 2001.
9. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М., 1988.
10. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М., 1995.
Семинарское занятие 5 . Системы обучения. Инновационные образовательные процессы
Примерные вопросы для обсуждения:
· Традиционное обучение и его характеристика
· Дистанционное обучение и его преимущества
· Развивающее обучение и его сущностные характеристики
· Общие тенденции развития инновационных процессов в образовании.
· Содержание и структура инновационной деятельности учителя.
Рекомендуемая литература:
1. Давыдов. В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов.- М.: Наука, 1986.
2. Зайцев В.Н. Практическая дидактика.- М.,2006.
3. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий / С.В. Кульневич. –М., 2001.
4. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) Под ред. З.И. Равкина. - М.: ИТПиО РАО, 1995.
5. Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов пед. специальностей / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушин, Г.В. Сучков; под ред. В.С. Кукушина. -2-е изд., испр. и доп. – М.: Ростов н/Д.: Март, 2004. -335 с.
6. Подымова Л.С.. Подготовка учителя к инновационной деятельности.-М., 1995.
7. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика. Инновационная деятельность .-М., 1999.
8. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология.- , М., 2004..- С.438-493.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. –М.: Народное образование, 1998. – 155 с.
10. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. – М.: Логос, 1999. -270 с.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ
Семинарское занятие 1. Воспитание как система
Примерные вопросы для обсуждения:
· Научные подходы к понятию «воспитании».
· Сущность отношений как предмета воспитания.
· Системный подход к воспитанию.
· Детский коллектив как системообразующий фактор воспитания.
Список рекомендуемой литературы: 1,2,3,4,6
Семинарское занятие 2 Закономерности, принципы и методы воспитания
Примерные вопросы для обсуждения:
· Общее понятие закономерностей воспитания.
· Специфика принципов воспитания.
· Характеристика принципов воспитания в трудах А.С. Макаренко:
а) воспитание в коллективе и труде;
б) воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины;
· Научные подходы к трактовке понятия «метод воспитания».
· Классификация медов воспитания в отечественной педагогике: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности; методы стимулирования.
Список рекомендуемой литературы: 1,2,3,6,7,32
Тема 3. Роль детского коллектива в воспитании, развитии ребенка
Примерные вопросы для обсуждения:
· Теоретические основы коллективного воспитания.
· Понятие о воспитательном коллективе и основные стадии его развития.
· Законы развития (движения) коллектива.
· Роль традиций в организации и воспитании коллектива.
· Педагогического требование как один из основных методов по руководству развитием воспитательного коллектива.
Список рекомендуемой литературы: 1,2,3,4,6, 32
Темы 5 . Виды воспитания школьников
Примерные вопросы для обсуждения:
· Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы.
· Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности.
· Содержание нравственного воспитания.
· Современные подходы к воспитанию нравственных качеств у подрастающего поколения.
· Формирование дисциплинированности и культуры поведения как важнейшая задача нравственного воспитания
Список рекомендуемой литературы: 1,2,3,4,6, 32