Семинарское занятие в высшей школе

Проблемный вопрос изучаемой темы: почему семинарское занятие занимает важное место в развитии теоретико-профессионального мышления студентов?

Семинарское занятие – интегративная форма обучения в высшей школе. Семинар в различных теориях обучения. Классификация семинарских занятий. Цель, задачи и функции. Дидактические принципы построения семинарского занятия. Требования к семинарскому занятию.

Межличностное педагогическое общение – базовая характеристика семинара. Преподаватель как личность, ученый и руководитель семинара. Студент – развивающийся субъект познавательной и профессиональной деятельности. Организация межличностного общения на семинаре.

Роль семинарского занятия в формировании культуры самостоятельной деятельности студентов.

Критерии анализа подготовки и проведения семинарского занятия: концептуальность, целенаправленность, содержательность, технологичность, психологический микроклимат.

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

Основные этапы работы преподавателя зависят от теоретических установок, индивидуальных возможностей преподавателя, студентов и группы.

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – включает в себя:

- изучение требований учебной программы дисциплины к теме семинара, ее основной проблемы (проблем);

- определение целей и задач семинара в зависимости от его типа, подбор и систематизация материала с учетом целостной концепции учебного курса;

- разработка плана семинара;

- прогнозирование и выработка различных вариантов решения основной проблемы (проблем) семинара;

- подбор литературы, рекомендуемой студентам для самостоятельного изучения;

- разработка рекомендаций студентам по организации самостоятельной учебной деятельности в ходе подготовки к семинарскому занятию (изучению литературы, подготовке индивидуальных и групповых докладов, выступлений по отдельным вопросам и т.д.);

- написание развернутого конспекта семинара (ключевых положений), распределение пунктов плана по времени;

- моделирование (репетиция) вступительной и заключительной частей семинара с использованием аудио- или видеотехники.

2 ЭТАП – ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЯ – складывается из нескольких фаз, каждая из которых решает свои задачи:

фаза 1 Введение   а) обозначение темы и плана семинарского занятия; б) предварительное определение уровня готовности студентов к занятию; в) введение (решение ретроспективной и перспективной задач, формулирование основной проблемы/проблем семинара, его общих задач); г) создание эмоционального и интеллектуального настроя на семинарское занятие.
фаза 2 Основная а) организация диалога между преподавателем и студентами и между студентами в разрешении проблемы (проблем) семинарского занятия; б) конструктивный анализ всех ответов и выступлений студентов; в) аргументированное формулирование промежуточных выводов и соблюдение логики в последовательности обсуждаемых на семинаре вопросов; г) управление вниманием аудитории с учетом закономерностей его функционирования на занятии; д) поддержание обратной связи с аудиторией.
фаза 3 Завершение а) подведение итогов семинара, повторное формулирование основной проблемы; б) обозначение направлений дальнейшего изучения проблемы; в) рекомендации по организации самостоятельной учебной деятельности студентов.

3 ЭТАП – САМОАНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ – ПРЕДПОЛАГАЕТ:

- сопоставление целей семинара с его результатами;

- выделение педагогических удач, достигнутых в ходе семинара;

- выявление основных ошибок, допущенных в его подготовке и проведении;

- поиск и осмысление путей преодоления обнаруженных ошибок.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Наши рекомендации