Педагогика как гуманитарная наука

Объект, предмет, задачи педагогики высшей школы

Вопросы для изучения и обсуждения

1. Логико-исторический анализ развития высшего образования.

2. Педагогика как гуманитарная наука, ее специфика, сущность и логическая структура.

3. Педагогика высшей школы в системе педагогических научных дисциплин: объект, предмет задачи, функции, основные категории педагогики высшей школы.

4. Методологические основы педагогики высшей школы. Методы педагогических исследований.

5. Виды педагогических исследований. Организация и логика педагогического исследования в области высшего образования.

Рекомендуемая литература для подготовки к семинару и самостоятельной работы

  1. Корнетов, Г.Б. Общая педагогика / Г.Б. Корнетов. – М. : Изд-во УРАО, 2003. – 192 с.

2. Краевский, В.В. Общие основы педагогики : учеб. для пед. вузов / В.В. Краевский. – М. : Академия, 2003. – 256 с.

  1. Педагогика : учеб. пособие для пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М. : Шк. пресса, 2004. – 512 с.
  2. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высшая школа, 2004. – 512 с.
  3. Северин, С.Н. Введение в нормативную методологию педагогики : пособие / С.Н. Северин. – Брест : БрГУ, 2008. – 81 с.
  4. Сендер, А.Н. Хрестоматия по общей педагогике : в 2 ч. / авторы-сост.: А.Н. Сендер, С.Н. Северин. – Брест : БрГУ, 2010. – Ч. 1. – 166 с.

I. Подготовка к занятию

Учебно-исследовательские и творческие задания

1.1.Прочитайте высказывания о педагогической науке. Подготовьтесь к их обсуждению в контексте темы семинара: выберите три наиболее понравившиеся высказывания и аргументируйте свой выбор.

Увлекающийся практикой без науки – словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории […] (Леонардо да Винчи).

С наибольшими и наиважнейшими трудностями человеческое познание встречается именно в том разделе науки, который толкует о воспитании и обучении (М. Монтень).

[…] наука совершенствует природу, но сама совершенствуется опытом; […] ученость сама по себе дает указания чересчур общие, если их не уточнить опытом (Ф. Бэкон).

Педагогическое искусство основывается на теории […] Кто думает, что теория вредит практике, тот крайне заблуждается. Чем полнее и правильнее теория, тем должно быть совершеннее искусство (А.Г. Ободовский).

Нет науки, которой польза была бы очевиднее той, какую может доставить педагогика. Ее благотворное влияние на всю жизнь человеческую признано всеми мыслящими людьми (П.Г. Редкин).

Педагогика как наука необычайно сложна. Не исключено, что в природе вообще не существует более сложной науки в головоломных сплетениях взаимосвязей сотен тысяч ее компонентов. Мера ответственности ее – человек!» (В.Ф. Шаталов).

1.2. Подготовьте информационный проект по теме «Логико-исторический анализ развития высшего образования»(возможна работа в паре или малой группе 3–4 чел.).

Примерный план:

  1. Социокультурные предпосылки и социально-экономические условия выделения высшей

ступени образования. Философские школы периода античности как прообраз вузов.

  1. Средневековые университеты Европы: принципы и функции развития, организационная структура и содержание образования.
  2. Развитие высшего образования в Беларуси. Виленская академия (1579), Гродненская медицинская академия (1775-1781), Полоцкая иезуитская академия (1812-1820), Горы-Горецкий земледельческий институт (1848-1863).
  3. Развитие высшего образования в Новое и Новейшее время. Функции университета конца XVIII - нач. XIX вв. в логике классической «идеи университета» (В. Гумбольдт, И. Кант, Ф.В. Шеллинг и др.).
  4. Социально-экономическая обусловленность развития университетского образования в первой половине XX в. и расширение миссии и функций классических университетов

(Д. Ньюмен, М. Вебер, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет и др.).

6. Вклад выдающихся представителей российской науки второй половины XIX – нач. XX вв. в развитие высшего образования (В.И. Вернадский, В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, С.М. Соловьев и др.).

7. Роль В.И. Пичеты в становлении и развитии высшего образования в Беларуси.

Примечание:В случае выполнения задания 1.2 остальные задания могут не выполняться.

1.3. Подготовьте учебное сообщение по одному из вопросов семинара (по выбору).

1.4. Прочитайте отрывки из статей В.В. Краевского (см. тексты 3.1.1, 3.1.2, раздел III). Примените метод «ИНСЕРТ» (Интерактивная система пометок для эффективного чтения и размышления»):воспользуйтесь системой пометок на полях: «V» - знаю; «+» - новое; «-» - информация противоречит имеющемуся личному опыту или в ней имеются противоречия; «?» - информация вызывает вопрос, сомнение или несогласие. Составьте итоговую таблицу (таблица 1).

Таблица 1

«V» - знаю «+» - новое «-» - информация противоречит моему опыту или в ней имеются противоречия «?» - информация вызывает вопрос, сомнение или несогласие
       

1.5. Решите педагогические задачи (письменно 2 по выбору)

³ познакомьтесь с педагогической ситуацией;

³ ответьте на вопрос.

№ 1. Одна из недавно возникших отраслей педагогики – андрогогика. Предметом андрогогики является образование взрослых людей.

В чем заключаются принципиальные отличия образования взрослых от образования детей?

№ 2. Иногда можно услышать такое мнение: «Психология без педагогики бесполезна, педагогика без психологии бессильна».

Прокомментируйте его с точки зрения взаимосвязи педагогики и психологии. Приведите примеры взаимовлияния этих наук.

№ 3. С какими из отраслей современного педагогического знания связана ваша будущая профессиональная деятельность? Ответ обоснуйте.

№ 4. Известный ученый-педагогН.Е. Щуркова высказала мысль о том, что педагогика, развиваясь, накапливая теоретические знания рискует преобразоваться в преимущественно в теоретическую науку и оказаться в ситуации, когда теория занимает все пространство педагогического мышления. Практики нередко жалуются, что изучение педагогики «ничего не дает» для повышения эффективности воспитания и обучения, но «основательно запугивает и отвращает от педагогики».

Разделяете ли вы данное утверждение Н.Е. Щурковой? Каковы, по вашему мнению, причины такого отношения учителей-практиков к теоретической педагогике?

1.6. Составьте структурно-логическую схему «Основные категории и понятия педагогики».

II. Проведение занятия

2.1. Метод «Завершите фразу» (будет предложена на занятии)

2.2. Обсуждение высказываний о педагогической науке (в соответствии с заданием 1.1).

2.3. Заслушивание учебных сообщений с формулированием вопросов выступающим (в соответствии с заданием 1.3).

2.4. Презентация проекта (в соответствии с заданием 1.2).

Наши рекомендации