Психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста.
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.[Фридман, 2001: 58]
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.
С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».
На протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Выделяют 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоциации, повторение.
Трудность выделения главного, существенного отчетливо проявляется в одном из основных видов учебной деятельности школьника — в пересказе текста. Психологи исследовавшие особенности устного пересказа у младших школьников, заметили, что краткий пересказ дается детям гораздо труднее, чем подробный. Рассказать кратко — это значит выделить основное, отделить его от деталей, а именно этого дети не умеют.
4. Становление педагогики начального образования: предпосылки и основные этапы развития мотивационной сферы.
Педагогика начального образования −− наука о воспитании, обучении и развитии ребенка от 7 до 10-11 лет, особая специфическая область общественной жизни, связанная:
• с освоением первой социально-значимой роли – статуса ученика со своим кругом прав и обязанностей перед обществом;
• с формированием нового вида ведущей деятельности;
• с существенной перестройкой всей логики психического развития.
Основоположником педагогики начального образования как отрасли педагогики является Я. А. Коменский (1592 – 1670). Его главный труд «Великая дидактика» одна из первых научно-педагогических книг. Многие идеи об обучении, воспитании и развитии детей младшего школьного возраста не только не утратили своей актуальности, своего научного значения и сегодня. Предложенные Я. А. Коменским принципы, методы, формы обучения (принцип природосообразности, классно-урочная система) вошли в золотой фонд классической педагогической теории.
Английский философ и педагог Джон Локк (1632−1704) сосредоточил свое внимание на проблемах воспитания. В своем главном труде «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентльмена – человека физически и духовно цельного, уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, гармонично сочетающего в себе личные и общественные интересы.
Ж.Ж. Руссо (1712-1776) в книге «Эмиль, или о воспитании» представил интересную концепцию обучения и воспитания детей. Его рекомендации: «ученика в процессе обучения всегда надо ставить в положение исследователя, который сам как бы отрывает научные истины»; надо учить всех не одному и тому же, а тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям и т.д., соответствуют сегодняшним проблемам, которые решает начальная школа.
В педагогику начального образования значительный вклад внес Генрих Песталоцци (1746−1827). В своей книге «Лингард и Гертруда» Г. Песталоцци предложил учителям прогрессивную теорию обучения и воспитания учащихся.
И.Ф. Гербарт (1776−1841) в «Очерке лекций по педагогике» обосновывает главную идею воспитывающего обучения: видоизменения, имеющиеся в детской душе представления, могут влиять на поведение ребенка, развивать его многосторонние интересы, влиять на становление его внутренней свободы, способствовать формированию его совершенства, благорасположения, справедливости.
В «Руководстве для немецких учителей» А. Дистервег (1790−1866) выделяет важнейшие для начальной школы принципы: природосообразности, культуросообразности, самодеятельности. В воспитании главная задача, по мнению А. Дистервега, - обеспечить самодеятельное развитие врожденных задатков и др.
Огромный вклад в развитие мировой, отечественной педагогики, а также педагогики начального образования внес К. Д. Ушинский (1824−1870). В педагогической системе К. Д. Ушинского ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. Руководящая роль в педагогическом процессе, считал он, принадлежит школе, учителю.
Идеи о воспитании, развитии и формировании личности ребенка были раскрыты в трудах Н. А. Добролюбова, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого и нашли свое отражение в педагогике начального образования. Большой вклад в развитие педагогики начального образования внесли ученые Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.
В 40-60-е годы под руководством М. А. Данилова (1899–1973) была создана концепция начальной школы («Задачи и особенности начального образования», 1943). Им написана книга «Роль начальной школы в умственном и моральном развитии человека» (1947), подготовлены рекомендации по организации учебного процесса в начальной школе. На них и сегодня опираются российские педагоги.
В 70-80-е годы активно разрабатывались идеи развивающего обучения в научных лабораториях под руководством Л. В. Занкова и под руководством Д. . Эльконина и В. В. Давыдова.
В конце 80-х годов в России началось движение за обновление и перестройку школы. Педагогика сотрудничества прежде всего коснулась начальной школы. Труды и идеи Ш. А. Амонашвили, С. Л. Соловейчика, С. Н. Лысенковой и др. получили достаточно широкий резонанс в нашей стране.
На идеях дореволюционных педагогов, педагогов социалистического периода, а также современных исследователей разрабатываются новые технологии начального обучения, наметился прогресс и в области создания более совершенных методик воспитания. Новая российская школа имеет определенный вектор развития – гуманистического личностно-ориентированного воспитания и обучения.
В определении места педагогики в системе научного знания утвердились три точки зрения: Педагогика – междисциплинарная область человеческого знания, изучающая самые разные объекты действительности (космос, культуру, политику и др.). Фактически в этом подходе отрицается наличие у педагогики своей области исследования;
Педагогика – прикладная дисциплина. Ее назначением является использование данных других наук (психологии, социологии, естествознания и др.) для решения задач воспитания, обучения или образования. В этом случае педагогика – это свод разрозненных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.
Педагогика – это относительно самостоятельная наука, имеющая свой объект и предмет изучения. Данная точка зрения, аргументированная в работах В. В. Краевского, является продуктивной для науки и практики, так как открывает возможности научного осмысления вопросов воспитания, обучения и образования.
Впервые мысль о специфике объекта педагогики была сформулирована А. С. Макаренко. В 1922 году он отмечал, что объектом научной педагогики является «педагогический факт (явление)».
Современные исследования уточняют, что «объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название «образование» (В. А. Сластенин). Таким образом, объектом педагогики как науки является образование как социальное (общественное) явление.
Таким образом, предметомпедагогики начального образования является изучение системы отношений, возникающей в деятельности обучения и воспитания по подготовке младших школьников к участию в жизни общества, осуществляемой в интересах ребенка, общества и государства.
В педагогике начального образования необходимо выделить педагогическую науку и педагогическую практику. Если первая занимается теоретическими исследованиями, то вторая – используя достижения теории, результаты научных исследований, организует обучение, воспитание и развитие младших школьников. При этом они выполняют определенные функции: описательную, объяснительную, диагностическую, прогностическую, проектно-конструктивную, преобразовательную, рефлексивно-корригирующую.
Развитие педагогики начального образования как науки и практики оказывает значительное влияние на формирование новых подходов к развитию личности младшего школьника в процессе обучения и воспитания и задает новое видение учебно-воспитательного процесса в средней школе.
Вопрос 5. Преемственность дошкольного образования и начальной школы.
Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность образования, является преемственность и непрерывность в обучении. Эти факторы предполагают разработку и принятиеединой системы целей и содержания образованияна всем протяжении обучения от детского сада до окончания всех ступеней школьного обучения. Необходимо создать условия, обеспечивающие формирование готовности ребенка к школе.
Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального возраста: Гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.
Непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ предполагает достижение следующих приоритетных целей:
На дошкольной ступени:
· Укрепление здоровья и физическое развитие ребёнка, развитие его общих психологических и умственных способностей;
· Развитие познавательной активности, коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное образование на следующем этапе.
· Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком.
· Формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка
· Создание образовательной среды, способствующей личностному и познавательному развитию ребёнка.
На ступени начальной школы:
· Познавательное развитие и социализация, соответствующие возрастным возможностям ребенка.
· Освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром.
· Сформированность УУД и готовность к образованию в среднем звене школы.
· Направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития.
· Конкретные цели каждого возрастного этапа образования с учётом его непрерывности формулируются по содержательным линиям, которые отражают важнейшие стороны развития личности:
· физическое развитие;
· познавательное развитие;
· социально-личностное развитие;
· художественно-эстетическое.