Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него становится значимой деятельностью. У ребенка меняются интересы, ценности, весь уклад его жизни. В младшем школьном возрасте старые мотивы, интересы теряют свою побудительную силу. Все, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается ценным.

Учебная работа у ученика становится осмысленной и эффективной. Появляется познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, интерес к процессу деятельности: как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи. Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим».

Согласно О.Ю. Ермолаеву, на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять внимание и выполнять произвольно заданную программу действий.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.

В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования - произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте - мотивом достижения успеха.

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого.

Таким образом, младший школьный возраст сензитивен для воспитания у ребенка нравственных качеств. Ребенок впитывает в себя знания как интеллектуальные, так и нравственные. Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель. Основная задача которого – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

3 Воспитание патриотизма на уроках музыки имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Материализм продолжает все больше довлеть над обществом и человеком, вытесняя важнейшие проблемы воспитания, что приводит к жизненным противоречиям. Отсюда - острая необходимость в воспитании патриотизма младших школьников на уроках музыки, которое на основе отечественных произведений, русских песен, прибауток и т.д., будет воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

В настоящее время существует множество программ, в основе которых лежит концепция Д.Б. Кабалевского. Данная концепция дала не только яркий образ урока музыки, но и образ учителя. Идеи программы – приоритет общечеловеческих ценностей, устремленность к сохранению и воспитанию духовной культуры – актуальны и сегодня.

В программе по музыке под руководством авторов Е. Критской, Г. Сергеевой, Т. Шмагиной особое внимание уделяется знакомству с историей, культурой своего народа. Начиная с первого класса, в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты.

Музыкальный фольклор представлен в учебно-методическом комплекте как синкретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального народного музыкального творчества, праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.

На уроках главное пробудить в детях интерес к народной, родной музыке, к музыкальным занятиям. Развить уже имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт, увлечь, используя доступный материал, знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщить к ценностям народного творчества, т.к. в нем воплощение не просто прошлого культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души.

Большое внимание уделяется в программе праздникам Русской православной церкви. «Темы, посвященные праздникам Русской православной церкви, введены в содержание всех учебников «Музыка» для начальной школы с целью приобщения учащихся различных религиозных конфессий и вероисповеданий к культурному наследию России, в котором музыкальное искусство представлено наиболее яркими образцами народного и композиторского творчества.» - пишет Е.Д. Критская в методическом пособии к учебнику музыка для 1 – 4 классов.

В разделах «Гори, гори ясно чтобы не погасло» со 2 по 4 класс уделяется особое место фольклорным праздникам. Включено в программу подготовка и проведение таких праздников как: Рождество, Проводы зимы, встреча весны, Вербное воскресенье, Пасха, Троицын день.

Большое значение в воспитании ребенка имеет знакомство с историей Отечества, его историческим наследием. Великие события в истории, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. Дети разучивают исторические, военные песни, слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, знакомятся с крупными музыкальными произведениями композиторов-классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества.

Бесспорно, что уроки музыки, посвященные традициям и праздникам русского народа, могут иметь логическое продолжение и во внеурочной работе с младшими школьниками.

Таким образом, включение фольклорного материала в программы по музыке в начальной школе направлено на:

Формирование основ музыкальной культуры в том числе и фольклорной.

Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности.

В разделах «Гори, гори ясно чтобы не погасло» со 2 по 4 класс уделяется особое место фольклорным праздникам. Включено в программу подготовка и проведение таких праздников как: Рождество, Проводы зимы, встреча весны, Вербное воскресенье, Пасха, Троицын день.

Большое значение в воспитании ребенка имеет знакомство с историей Отечества, его историческим наследием. Великие события в истории, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. Дети разучивают исторические, военные песни, слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, знакомятся с крупными музыкальными произведениями композиторов-классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества.

Бесспорно, что уроки музыки, посвященные традициям и праздникам русского народа, могут иметь логическое продолжение и во внеурочной работе с младшими школьниками.

Таким образом, включение фольклорного материала в программы по музыке в начальной школе направлено на:

Формирование основ музыкальной культуры в том числе и фольклорной.

Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности

4 Народная педагогика – совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, сведений, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме, как продукт исторического и социального опыта народных масс.

В народной культуре знания человека о мире передаются бесписьменным, устным способом, что является важнейшей особенностью. Традиционная народная культура не оставляет письменных свидетельств, она существует до тех пор, пока существуют ее носители. Преемственность опыта и системы ценностей в такой культуре обеспечивается самим укладом жизни человека традиционного общества.

Народная культура охватывает множество понятий, например: народ, культура, образование и их взаимосвязь.

Народ – всесословная духовно-нравственная общность многих поколений, устойчивость которой во времени и пространстве обеспечивается культурой.

Истоки современной культуры находятся в народной культуре, поэтому нашему обществу необходимо восстановить связи с ней.

Культура народа – непрерывный процесс и целостная совокупность результатов познания людьми сущности человека, законов природы и общества; способ миропонимания и самосознания народа, отраженный в духовных и материальных ценностях. Это – коллективная форма народной исторической памяти.

Следует особенно подчеркнуть взаимозависимость народа и культуры: друг без друга они не существуют. Народная культура, как форма самосознания и исторической памяти создает и укрепляет цельность и целостность народа, тем самым обеспечивая народу историческую сохранность, которая в свою очередь дает основу для дальнейшего развития народной культуры.

Исходя из сказанного можно сделать вывод о том, что народ и его культура взаимно созидают друг друга.

Образование же в этом вечном процессе взаимного созидания является частью культуры, роль которой состоит в обеспечении передачи, трансляции культурных ценностей от поколения к поколению. Для этого любая система образования, создает культурно-исторические механизмы освоения традиционных ценностей, специфические для каждого этапа жизни народа. Широким полем деятельности в этом отношении должна стать общеобразовательная школа и в первую очередь ее младшее звено. Раннее приобщение детей к фольклору и фольклорным праздникам даст ожидаемый результат. В народе с древнейших времён было известно, что воспитание возникает вместе с появлением человека. Воспитание – вечная категория, она существует и развивается вместе с развитием человеческого общества. Если время для начала воспитания упущено или воспитание велось неправильно, приходится перевоспитывать, а это задача более трудная.

Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Народная культура - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного и патриотического воспитания школьников. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.

Научные исследования народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.

Ян Амос Каменский родоначальник педагогики был верным сыном своего народа. Уже первые его работы носили народно-педагогический, национально-педагогический характер. Патриотическая преданность своему народу побудила Каменского к внимательному изучению народных традиций воспитания и к их творческому использованию в создании научной теории педагогики.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…». Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, так как оно является живым образцом в процессе народного развития.

В.А. Сухомлинский был один из образованнейших педагогов своего времени. Духовное влияние личности, как полагает Сухомлинский, - это прежде всего часть духовного богатства нации. В последних книгах Сухомлинского, во всех последних статьях красной нитью проходит мысль о необходимости возрождения прогрессивных педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу.

Г.С. Виноградов – выдающийся исследователь детского фольклора, быта и проблем воспитания. Научная деятельность Виноградова поражает многосторонностью и разнообразием. Народоведение - комплексное изучение быта, нравов, духовной культуры, психологии русского народа, объединяло фольклористические, этнографические интересы ученого. Детский фольклор и быт составили ту принципиально важную область народоведения, на которой сфокусированы основные исследовательские направления и разработки Г.С. Виноградова. Виноградов выдвигал мысль о необходимости краеведения в кругу обязательных школьных предметов, выдвигал новаторские идеи о проведении с детьми повседневных фольклорно-этнографических наблюдений, обосновывает целесообразность изучения детского фольклора в школьном курсе словесности.

Таким образом, мы видим - данная проблема затрагивает многих известных ученых, а изучение традиционной культуры продолжается более двух веков. И в наше время изучению народной культуры в школе уделяется внимание, так как роль патриотического воспитания велика. Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в законодательных документах РФ.

Закон РФ “Об образовании” в качестве первостепенных принципов обучения и воспитания подрастающего поколения определяет: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности, единство культурного и образовательного процесса. Подпрограмма Министерства Образования Российской Федерации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы” ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования на основе отечественных традиций и современного опыта.

Можно сделать вывод, что проблема изучения народной культуры в школе затрагивает не только многих известных ученых, но и учителей разных школ. А именно такие формы народной педагогики как фольклорные праздники приобщают к истокам народной культуры.


5 Заключение

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое воспитание школьников. Школа вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.

Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются ду­ховно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда по­является чувство гордости от того, что все это - твоя Родина

Уроки эстетического цикла, и музыка в частности, имеют большое воздействие на подсознание (на эмоциональном уровне). Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают ребят: и на уровне сознания (понимания), и на уровне эмоций и чувств. Подбор соответствующего репертуара (отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки), воспитывающего в ребенке любовь к родным местам, к людям, чувство гордости за историю страны, ее лучших представителей, оптимистическая вера в свои силы и в светлое будущее страны и своего народа.

Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышле­ния, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и откры­тости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуж­дает человека с уважением относиться к чувствам других.

Список литературы

1. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе, Москва. Просвещение 1999.130.С.

2. Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. Программа для высших педагогических учебных заведений - Москва, 1991. 309.С.

3. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие к теории вопроса: Музыкальное восприятие школьников. М.: 2000.-237.с.

4. Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 1993.360.с.

5. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М.Методика музыкального воспитания в школе:Москва, 2000г.с. 320.

6. Куберский И.Ю. Энциклопедия для юного музыканта. Санкт – Петербург, 1997- 576.с.

7. Кленов А.С. Я познаю мир: Детская энциклопедия. М.: 1999г с.864.

8. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль. Академия развития: 2003.-260.с.

9. “Искусство в школе 1994 № 2 С.11

10. Назаров Л. Введение в песенный фольклор,// Народное творчество.1999. № 6 С.22. 2000 № 1 С.15.

11. Педагогическая энциклопедия. Т. 3. М.: Изд-во "Советская энциклопедия". М.; 1996. — 879 с.

12. Рачина Б.С. Программа Музыка сегодня. Из опыта работы учителя музыки в 5-х классах. Методические рекомендации. СПб, 2001.- 310.с.

13. Старикова К.Л. У истоков народной мудрости, Екатеринбург: Отделение пед. Общества 1994.-89.с.

Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург: Отде. Соколова Л. Воспитание детей в русских традициях. / Л. Соколова. М., 2003. – 196 с.

23. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной школы 1-3 классы.

24. Критская Е.Д. Программа по музыке для общеобразовательной школы 1-3 классы.

25. Челышева Т.В. Спутник учителя музыки. / Т.В. Челышева М.-1993. – 236с.

26. Якубовская Е.И. Традиционные праздники в образовательных учреждениях. / Е.И. Якубовская. – С-пб, 2005. – 282с.

Наши рекомендации