Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики учащихся
1. Общие сведения.
Метод: изучение документов.
2. Сведения о родителях, составе семьи, жилищных и материальных условиях, взаимоотношениях в семье, отношение к учащемуся со стороны родителей и других родственников.
Методы: беседа, наблюдение.
3. Мотивы выбора учащимся данной профессии, отношение родителей и избранной учащимся профессии.
Метод: беседа.
4. Отношение к учебе. Средства повышения сознательности учащихся.
Методы: наблюдение, беседа, анкетирование для выявления интересов.
5. Отношение к домашним заданиям. Способы воздействия на учащихся
с целью улучшения качества выполнения домашних заданий.
Методы; беседа, наблюдение.
6. Отношение к труду.
Методы: изучение продуктов деятельности, наблюдение.
7. Участие в общественной жизни коллектива.
Методы: беседа с мастером, преподавателями, активом группы.
8. Дисциплинированность в различных условиях. Мотивы дисциплинированности, меры воздействия на учащегося.
Методы: наблюдение, беседа,
9. Положение изучаемого учащегося в коллективе.
Методы: социометрия, наблюдение.
10.Взаимоотношения с окружающими и отношение к себе.
Методы: социометрия, наблюдение.
11.Индивидуально-психологические особенности учащегося:
1)направленность личности, круг интересов, идеалы;
2)уровень развития психологических процессов:
а) мышление, проблемность, любознательность, остроумие и т.д.;
б)память;
в)воображение;
г) внимание;
д) речь.
12.Общие выводы. Рекомендации по работе с учащимися.
Приложение 2
ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ
1. Общие сведения о группе: количество учащихся юношей и девушек, возраст, социальный состав учащихся, профессия, специальность.
Метод: изучение документов.
2. Учебная деятельность группы:
а) успеваемость, причины неуспеваемости, взаимопомощь в учебе, борьба за повышение успеваемости;
б) отношение учащихся к учебе, к различным учебным дисциплинам, домашним заданиям;
в) дисциплина в группе на различных предметах, уроках производственного обучения. Влияние отдельных учащихся на состояние дисциплины, методы работы с нарушителями дисциплины.
Методы: изучение документов, наблюдение, беседа.
3. Производственное обучение и общественно-полезный труд: отношение к труду, к овладеваемой профессии; качества личности, необходимые для успешного овладения профессией; участие групп в различных видах общественно-полезного труда, энтузиазм и пассивность учащихся при выполнении общественно-полезного труда.
Методы: включенное наблюдение, изучение продуктов деятельности.
4. Официальная структура группы: распределение общественных поручений, краткая характеристика членов актива группы, занятия учащихся в кружках технического творчества, спортивных секциях, художественной самодеятельности, общественные дела группы и их направленность.
Метод: изучение документов.
5. Межличностные отношения в группе:
а) система личных взаимоотношений между учащимися, неофициальные лидеры, изолированные и нейтральные, наличие группировок и их состав, дружеские пары и их характеристика;
б) психологический климат в группе, требовательность друг к другу в учебных делах, отношение к аморальным поступкам. Обсуждение антиобщественных явлений, требовательность к себе, эмоциональный фон группы, настроение в учебе, труде, общественных мероприятиях;
в) традиции в группе: проведение массовых мероприятий, вечеров отдыха.
Методы: беседа с учащимися, мастером производственного обучения,
анкетирование.
6. Жизнь учащихся группы вне училища: посещение кино, театров, музеев, чтение художественной литературы, тематика, культурные запросы, включая моду.
Методы: беседа с учащимися, мастером производственного обучения, анкетирование.
7. Руководство группой мастера производственного обучения: личность мастера, образование, стаж; его отношение к группе, учебным и внеучебным мероприятия; связь с родителями; авторитет мастера среди учащихся; знание индивидуальных особенностей учащихся; умение управлять группой.
Методы: беседы со старшим мастером, наблюдение.
Общие выводы и рекомендации по дальнейшей работе с группой.
Приложение 3
Примерная схема эффективности воспитательного мероприятия
Эффективность воспитательного мероприятия становится выше, если оно психологически обосновывается.
С этой целью во время прохождения непрерывной педагогической практики студент должен провести психологический анализ эффективности воспитательного мероприятия по следующей схеме:
1. а) высказывали ли учащиеся желание и инициативу в отношении планируемого мероприятия;
б) кто из учащихся привлекался к заданию и с какой целью (один - с целью воспитания чувства ответственности, другой - для того, чтобы повысить его авторитет среди одноклассников, третий — научиться подчиняться и преодолеть барьер неадекватно высокой самооценки, четвертый - для того,
чтобы увлечь сложной техникой, новой операцией и т.д.);
в) все ли участники мероприятия увлеклись его ходом, в какие моменты проявились эмоциональные реакции и каково их содержание, возникали ли конфликты и каким способом они разрешались.
2. а) какие массовидные явления наблюдались в ходе мероприятия (эмоциональное сопереживание, дух состязания, смена коллективного настроения, подражение и др.);
б) проявилось ли влияние мероприятия на отдельных учащихся (стиль поведения, отношение к учению, товарищам, межличностные отношения); сказалось ли на организации коллектива в целом (степени сплоченности, самостоятельности, инициативы).
3. Каковы пожелания на будущее относительно содержания и форм организации воспитательных мероприятий.
Приложение 4
Примерная схема анализа учебного занятия
1. Анализ целей учебного занятия:
· соответствие цели, темы, структуры занятия;
· на что ориентирована цель занятия.
2. Анализ типа учебного занятия:
· какой выбран тип учебного занятия (например: комбинированный, обобщающий, контрольный уроки, развивающие модели обучения и т.д.);
· какие подходы, принципы реализованы в процессе учебного занятия (гуманизации, индивидуализации, развития, непрерывности, последовательности и т.д.).
3.Анализ хода учебного занятия:
· какова структура учебного занятия;
· какие были использованы средства, с какой целью;
· какие методы, приемы были использованы;
· какие отношения между педагогами и учащимися. 4.Анализ результатов учебного занятия.
Приложение 5
Примерная схема составления плана учебного занятия
1. Тема учебного занятия.
2. Цель учебного занятия. Цель может отражать следующее:
· что должны узнать, понять;
· чему учащиеся должны будут научиться (разрабатывать что-либо, проектировать что-либо, делать выводы);
· какие выводы должны будут научиться делать учащиеся.
3. Отбор и структурирование содержания учебного занятия.
4. Выбор методов обучения.
5. Планирование структуры учебного занятия с выявлением основных
видов действий преподавателей и учащихся.
Действия педагога | Действия учащихся |
1. | 1. |
2. | 2. |
3. | 3. |
4. | 4. |
5. | 5. |
6. | 6. |
7. | 7. |
8. | 8. |
9. | 9. |
10. | 10. |
6. Планирование применения средств обучения, обеспечивающих
организацию учебно-познавательной деятельности учащихся.
7. Прогнозирование результата обучения.
8. Осознание своей деятельности.
Приложение 6
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волжский государственный инженерно-педагогический университет»
Профессионально-педагогический институт
Кафедра педагогики профессионального образования
ОТЧЕТ
по педагогической практике
на _______________________________
(наименование организации)
Студент группы ____________ ____________ ____________________
подпись инициалы и фамилия
Руководитель от кафедры ППО
______________________________ __________ __________________
должность, ученая степень и звание подпись инициалы и фамилия
Нижний Новгород
20___