Ориентировочная схема составления психолого-педагогической характеристики учащихся

1. Общие сведения.

Метод: изучение документов.

2. Сведения о родителях, составе семьи, жилищных и материальных условиях, взаимоотношениях в семье, отношение к учащемуся со стороны родителей и других родственников.

Методы: беседа, наблюдение.

3. Мотивы выбора учащимся данной профессии, отношение родителей и избранной учащимся профессии.

Метод: беседа.

4. Отношение к учебе. Средства повышения сознательности учащихся.

Методы: наблюдение, беседа, анкетирование для выявления интересов.

5. Отношение к домашним заданиям. Способы воздействия на учащихся
с целью улучшения качества выполнения домашних заданий.

Методы; беседа, наблюдение.

6. Отношение к труду.

Методы: изучение продуктов деятельности, наблюдение.

7. Участие в общественной жизни коллектива.

Методы: беседа с мастером, преподавателями, активом группы.

8. Дисциплинированность в различных условиях. Мотивы дисциплинированности, меры воздействия на учащегося.

Методы: наблюдение, беседа,

9. Положение изучаемого учащегося в коллективе.

Методы: социометрия, наблюдение.

10.Взаимоотношения с окружающими и отношение к себе.

Методы: социометрия, наблюдение.

11.Индивидуально-психологические особенности учащегося:

1)направленность личности, круг интересов, идеалы;

2)уровень развития психологических процессов:

а) мышление, проблемность, любознательность, остроумие и т.д.;

б)память;

в)воображение;

г) внимание;

д) речь.

12.Общие выводы. Рекомендации по работе с учащимися.

Приложение 2

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ СХЕМА СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧЕБНОЙ ГРУППЫ

1. Общие сведения о группе: количество учащихся юношей и девушек, возраст, социальный состав учащихся, профессия, специальность.

Метод: изучение документов.

2. Учебная деятельность группы:

а) успеваемость, причины неуспеваемости, взаимопомощь в учебе, борьба за повышение успеваемости;

б) отношение учащихся к учебе, к различным учебным дисциплинам, домашним заданиям;

в) дисциплина в группе на различных предметах, уроках производственного обучения. Влияние отдельных учащихся на состояние дисциплины, методы работы с нарушителями дисциплины.

Методы: изучение документов, наблюдение, беседа.

3. Производственное обучение и общественно-полезный труд: отношение к труду, к овладеваемой профессии; качества личности, необходимые для успешного овладения профессией; участие групп в различных видах общественно-полезного труда, энтузиазм и пассивность учащихся при выполнении общественно-полезного труда.

Методы: включенное наблюдение, изучение продуктов деятельности.

4. Официальная структура группы: распределение общественных поручений, краткая характеристика членов актива группы, занятия учащихся в кружках технического творчества, спортивных секциях, художественной самодеятельности, общественные дела группы и их направленность.

Метод: изучение документов.

5. Межличностные отношения в группе:

а) система личных взаимоотношений между учащимися, неофициальные лидеры, изолированные и нейтральные, наличие группировок и их состав, дружеские пары и их характеристика;

б) психологический климат в группе, требовательность друг к другу в учебных делах, отношение к аморальным поступкам. Обсуждение антиобщественных явлений, требовательность к себе, эмоциональный фон группы, настроение в учебе, труде, общественных мероприятиях;

в) традиции в группе: проведение массовых мероприятий, вечеров отдыха.

Методы: беседа с учащимися, мастером производственного обучения,

анкетирование.

6. Жизнь учащихся группы вне училища: посещение кино, театров, музеев, чтение художественной литературы, тематика, культурные запросы, включая моду.

Методы: беседа с учащимися, мастером производственного обучения, анкетирование.

7. Руководство группой мастера производственного обучения: личность мастера, образование, стаж; его отношение к группе, учебным и внеучебным мероприятия; связь с родителями; авторитет мастера среди учащихся; знание индивидуальных особенностей учащихся; умение управлять группой.

Методы: беседы со старшим мастером, наблюдение.

Общие выводы и рекомендации по дальнейшей работе с группой.

Приложение 3

Примерная схема эффективности воспитательного мероприятия

Эффективность воспитательного мероприятия становится выше, если оно психологически обосновывается.

С этой целью во время прохождения непрерывной педагогической практики студент должен провести психологический анализ эффективности воспитательного мероприятия по следующей схеме:

1. а) высказывали ли учащиеся желание и инициативу в отношении планируемого мероприятия;

б) кто из учащихся привлекался к заданию и с какой целью (один - с целью воспитания чувства ответственности, другой - для того, чтобы повысить его авторитет среди одноклассников, третий — научиться подчиняться и преодолеть барьер неадекватно высокой самооценки, четвертый - для того,
чтобы увлечь сложной техникой, новой операцией и т.д.);

в) все ли участники мероприятия увлеклись его ходом, в какие моменты проявились эмоциональные реакции и каково их содержание, возникали ли конфликты и каким способом они разрешались.

2. а) какие массовидные явления наблюдались в ходе мероприятия (эмоциональное сопереживание, дух состязания, смена коллективного настроения, подражение и др.);

б) проявилось ли влияние мероприятия на отдельных учащихся (стиль поведения, отношение к учению, товарищам, межличностные отношения); сказалось ли на организации коллектива в целом (степени сплоченности, самостоятельности, инициативы).

3. Каковы пожелания на будущее относительно содержания и форм организации воспитательных мероприятий.

Приложение 4

Примерная схема анализа учебного занятия

1. Анализ целей учебного занятия:

· соответствие цели, темы, структуры занятия;

· на что ориентирована цель занятия.

2. Анализ типа учебного занятия:

· какой выбран тип учебного занятия (например: комбинированный, обобщающий, контрольный уроки, развивающие модели обучения и т.д.);

· какие подходы, принципы реализованы в процессе учебного занятия (гуманизации, индивидуализации, развития, непрерывности, последовательности и т.д.).

3.Анализ хода учебного занятия:

· какова структура учебного занятия;

· какие были использованы средства, с какой целью;

· какие методы, приемы были использованы;

· какие отношения между педагогами и учащимися. 4.Анализ результатов учебного занятия.

Приложение 5

Примерная схема составления плана учебного занятия

1. Тема учебного занятия.

2. Цель учебного занятия. Цель может отражать следующее:

· что должны узнать, понять;

· чему учащиеся должны будут научиться (разрабатывать что-либо, проектировать что-либо, делать выводы);

· какие выводы должны будут научиться делать учащиеся.

3. Отбор и структурирование содержания учебного занятия.

4. Выбор методов обучения.

5. Планирование структуры учебного занятия с выявлением основных
видов действий преподавателей и учащихся.

Действия педагога Действия учащихся
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
5. 5.
6. 6.
7. 7.
8. 8.
9. 9.
10. 10.

6. Планирование применения средств обучения, обеспечивающих
организацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

7. Прогнозирование результата обучения.

8. Осознание своей деятельности.

Приложение 6

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волжский государственный инженерно-педагогический университет»

Профессионально-педагогический институт

Кафедра педагогики профессионального образования

ОТЧЕТ

по педагогической практике

на _______________________________

(наименование организации)

Студент группы ____________ ____________ ____________________

подпись инициалы и фамилия

Руководитель от кафедры ППО

______________________________ __________ __________________

должность, ученая степень и звание подпись инициалы и фамилия

Нижний Новгород

20___

Наши рекомендации