Тема 1.1. Предмет и задачи психологии
Общая характеристика психологии как науки. Предмет психологии. Описательная характеристика психических явлений, доступных психологическому изучению. Психология в системе естественных и общественных научных дисциплин. Психология как наука о функционировании и структуре психики в деятельности субъекта (животных и человека).
Психика и отражение. Психическое отражение как субъективный образ объективного мира. Ориентирующая и регулирующая функции психики. Сознание и бессознательное.
Методы психологии. Интроспекция как метод исследования психики. Наблюдение, беседа, анализ продуктов человеческой деятельности как методы психологии. Естественный и лабораторный эксперимент. Тестирование.
Тема 1.2. Психологический анализ деятельности
Общее понятие о деятельности. Предметность деятельности. Практическая деятельность как исходная и основная форма деятельности человека. Внешняя и внутренняя деятельность. Ориентировочная и исполнительская деятельность, индивидуальная, совместная, творческая и нетворческая. Субъект деятельности. Мотивы и цели деятельности. Деятельность и активность.
Тема 1.3. Происхождение и развитие психики человека
Общественно-историческая природа психики человека. Структура деятельности человека. Выделение действий и операций. Мотивы и цели деятельности. Понятие интериоризацпи как формирование внутренних структур человеческой психики по усвоению структур внешней социальной деятельности. Понятие об экстериоризации как обогащении общественного опыта в результате творческой деятельности субъекта
Человек, как общественное существо, продукт истории человечества. Понятия индивида, субъекта, личности, индивидуальности. Проблема соотношения биологического, психического и социального в человеке.
Уровни отражения у человека. Происхождение и развитие сознания. Признаки и свойства сознания. Сознание и неосознаваемые психические процессы. Понятие установки (Д.Н.Узнадзе).
Раздел 2. Психология субъекта познания
Тема 2.1. Ощущения и восприятие
Общее место и роль познавательных психических процессов в жизни человека.
Ощущения, физиологическая основа. Зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные ощущения. Болевые, органические ощущения. Пороги чувствительности. Свойства ощущений.
Понятие о восприятии. Взаимосвязь ощущения и восприятия. Восприятие как целостное отражение предметов. Восприятие как сложный перцептивный процесс. Физиологические механизмы восприятия.
Основные свойства восприятия. Явление апперцепции. Понятие об иллюзии восприятия. Осмысленность восприятия. Основные классификации восприятия. Классификация по модальности. Классификация по форме существования материи: пространство, время, движение.
Индивидуальные типы восприятия. Синтетический и аналитический типы восприятия. Описательный и объяснительный типы восприятия.
Пространственные свойства предметов: величина, форма предметов, положение в пространстве. Константность и контрастность предметов.
Особенности социальной перцепции, виды искажения социального восприятия: стереотипизация и атрибуция.
Тема 2.2. Внимание
Понятие о внимании. Внимание как психический феномен. Основные характеристики внимания. Внимание и сознание.
Основные виды внимания. Непроизвольное внимание и побуждающие его факторы. Особенности произвольного внимания. Социальные факторы произвольного внимания. Послепроизвольное внимание.
Основные свойства внимания. Методы изучения устойчивости внимания. Концентрация и распределение внимания. Методы изучения распределения внимания. Переключаемость и объем внимания. Методы исследования объема внимания.
Основные этапы развития внимания ребенка. Определяющие развитие внимания факторы по Л.С.Выготскому.
Тема 2.3. Память
Определение и общая характеристика памяти. Основные механизмы памяти: запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение. Г. Эббингауз: значимость событий для ассоциаций, «эффект ряда», закон забывания. Проблема памяти в гештальтпсихологии.
Классификация отдельных видов памяти: по характеру психической активности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения материала. Двигательная память. Эмоциональная память. Образная память. Словесно-логическая память. Произвольная и непроизвольная память. Кратковременная, долговременная и оперативная память.
Основные процессы и механизмы памяти. Основные виды запоминания: произвольное и непроизвольное. Заучивание. Понятие о мнемической деятельности. Осмысленное и механическое запоминание. Припоминание. Узнавание и его отличие от воспроизведения. Явление реминисценции. Понятие о ретроградной амнезии.
Тема 2.4. Мышление
Природа и основные виды мышления. Основные характеристики мышления. Взаимосвязь мышления и речи. Физиологические основы мышления. Классификация мышления: теоретическое, практическое. Особенности основных типов мышления – понятийного, образного, наглядно-образного, наглядно-действенного.
Основные продукты мышления. Понятие. Умозаключение как высшая форма мышления.
Экспериментальные исследования А. Бине и Т. Симона. Тест Стенфорд –Бине. Тест Векслера. Тесты достижений. Тест Дж. Гилфорда.
Основные виды умственных операций. Суть операции сравнения. Анализ и синтез как основные операции мышления. Абстракция как процесс отвлечения. Особенности усвоения абстрактных понятий. Развитие мышления у ребенка.
Воображение, виды, свойства. Взаимосвязь воображения и творческого мышления.
Тема 2.5. Речь
Общая характеристика речи. Речь и язык. Речь как процесс словесного общения. Эмоционально-выразительная сторона речи. Смысловой подтекст. Развитие речи в филогенезе: комплексная кинетическая речь, ручная кинетическая речь, звуковая речь и полисемантизм, письменная речь.
Основные виды речи. Устная и письменная речь. Разговорная и диалоговая речь. Монолог. Пассивная и активная речь. Кинетическая речь. Развитие речи у ребенка. Основные этапы формирования речи. Роль взрослого в формировании речи ребенка.
Тема 2.6. Воображение
Понятие воображения, основные свойства. Виды и формы воображения. Факторы, влияющие на развитие воображения. Воображение и творчество.