Теоретические основы развития речи дошкольников
Занятие 1
Вопросы родного языка в трудах К.Д. Ушинского
Вопросы для обсуждения
1. К.Д. Ушинский о сущности и происхождении языка народа и речевом развитии детей.
2. К.Д. Ушинский о воспитательно-образовательном значении родного языка, о развитии речи детей.
3. Цели первоначального обучения детей родному языку и пути их реализации.
4. Учебная книга К.Д. Ушинского «Родное слово» как практическое воплощение принципов и системы первоначального обучения детей родному языку.
Учебно-исследовательские задания
1. Изучите рекомендованную литературу, составьте конспекты 1, 2, 4 источников. При конспектировании выделите вопросы, необходимые для понимания основополагающей роли великого педагога в развитии методики как науки.
2. Проанализируйте один урок учебной книги «Родное слово». Докажите, что данная книга действительно является практическим воплощением идей К.Д. Ушинского в целях и средствах преподавания языка.
Литература
1. Ушинский К.Д. Родное слово // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 1999. С. 69-83.
2. О первоначальном преподавании русского языка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 1999. С. 83-96.
3. Родное слово: Книга для учащихся // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 1999. С. 96-113.
Занятие 2
Основные положения методики развития речи дошкольника
в работах Е.И. Тихеевой
Вопросы для обсуждения
1. Основные теоретические и методические положения методики развития речи детей, разработанные Е.И. Тихеевой.
2. Методика развития речи детей раннего возраста.
3. Содержание, разновидности и методика занятий по развитию словаря детей.
4. Занятия по «живому слову», их содержание и методика.
Учебно-исследовательские задания
1. Изучите работы Е.И. Тихеевой из предложенной книги. Составьте аннотацию книги, кратко отразив ее основное содержание.
2. К обсуждаемым вопросам сделайте выписки из соответствующих глав книги.
Литература
1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. М., 1997.
3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Академия, 2006.
Занятие 3
Теоретические основы развития речи дошкольников
Вопросы для обсуждения
1. Цель, задачи и содержание работы по развитию речи в ДОУ. Интеграция задач по развитию речи в другие образовательные области.
2. Методические принципы развития речи.
3. Методы и приемы работы по развитию речи детей в ДОУ.
4. Формы работы по развитию речи дошкольников в ДОУ.
Учебно-исследовательские задания
1. Найти, выписать и сравнить формулировки предмета ТиТрр из учебников.
2. Методические приемы развития речи – составные элементы различных методов. Выпишите определения методических приемов из учебников.
3. Представьте культурную языковую среду и требования к речи воспитателя, предложенные Е.И. Тихеевой.
4. Составьте схему «Теоретические основы ТиТРР». Отразить в схеме взаимосвязь ТиТРР с другими науками.
Литература
1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1972. – С. 51-54.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. М., 1997.
3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Академия, 2006.
Занятие 4
Содержание обучения дошкольников связной речи
Вопросы для обсуждения
1. Анализ программ обучения детей диалогу. Содержание задач по обучению:
- структуре диалога;
- правилам поведения в диалоге;
- средствам речевого этикета.
2. Подходы к определению содержания обучения детей монологической речи.
Учебно-исследовательское задание
1. Проанализировать и сравнить содержание обучения диалогу и монологу в различных программах (сделать выписки их двух-трех программ).
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.. 1997.
2. Малетина Н.С. Лекция вдвоем: «Содержание обучения детей монологической речи» // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С.109-114.
3. Примерные программы:
- Детство. СПб, 2010.
- От рождения до школы. М., 2010.
- Радуга. М., 2010.
- Истоки. М., 2010.
- Успех. М., 2010.
4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981.(раздел «Занятия по живому слову»).
Занятие 5 (лабораторное)
Обучение детей диалогической речи
Вопросы для обсуждения
1. Лингвистическая характеристика диалогической речи.
2. Этапы развития общения ребенка со взрослыми как психологическая основа обучения диалогической речи.
3. Задачи развития диалогической речи у детей разного возраста в ДОУ.
Учебно–исследовательские задания
1. Выберите одну из ситуаций речевого этикета и подберите игры и упражнения для одной возрастной группы. Предусмотрите игры для начала обучения этикетным формулам и для их развертывания.
2. Проанализируйте 1–2 примерные программы по обучению диалогической речи и сравните с задачами в тех же программах до введения ФГТ.
Литература
4. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. М., 1997.
1. Арушанова А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2001. № 5.
2. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М., 2008.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1990.
4. Малетина Н.С. Развитие речевого общения дошкольников. Нижневартовск, 2003. С. 57-69.
5. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Академия, 2006.
Занятие 6
Теоретические основы и направления работы по
развитию диалога у детей
Вопросы для обсуждения
1. Лингвистические признаки диалогической речи.
2. Задачи и содержание работы по развитию диалогических умений в разных возрастных группах.
3. Общая характеристика условий и методов развития диалогической речи дошкольников.
Учебно-исследовательские задания
1. Выпишите из произведений детской литературы по 2-3 примера различных пар диалогического единства (вопрос-ответ; сообщение-выражение отношения к сообщению; побуждение-выполнение).
2. Проанализируйте программу по развитию диалога детей 2-6 лет по следующей схеме.
Содержание работы по развитию диалога в программе «Детство»
Возраст детей | Направление работы | ||
Освоение разнообразных видов диалогических реплик | Освоение правил ведения диалога | Освоение этикетных ситуаций общения | |
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.,1997. С.253-256.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М., 1999. С. 134-139.
3. Детство (программа). М., 1995.
Занятие 7
Занятие 10
Занятие 13
Содержание обучения детей монологической речи
Вопросы для обсуждения
1. Подходы к определению содержания обучения детей монологу.
2. Типологические особенности монологов и содержание работы по их обучению.
Учебно-исследовательские задание
1. Подготовить сообщения по материалам статей:
- Е.И. Тихеева о содержании обучения детей монологической речи;
- Содержание обучения монологу в современных исследованиях (на примере исследований Т.И. Гризик).
2. Проанализировать и сравнить содержание обучения монологу в различных программах.
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 1997.
2. Гризик Т.И. Характеристика монологической речи // радуга: программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет. М., 1997. С. 183-184.
3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб., 1995.
4. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М., 1997.
5. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., 1987.
6. Радуга: Экспериментальная программа для детского сада. М., 1989.
7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981.
8. Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др. Занятия по развитию речи в детском саду. М., 1999. С. 12-14.
Занятие 14
Занятие 15
Развитие монологической речи в процессе рассказывания
по картинам
Вопросы для обсуждения
1. Особенности восприятия детьми картин.
2. Методика обучения описанию предметных и сюжетных картин.
3. Методика обучения детей повествовательным монологам по картинам (по сюжетной, пейзажной, по серии сюжетных), из опыта и об игрушках.
Учебно-исследовательские задания
1. Выписать из источников ответы на вопросы темы. Законспектировать статьи Любимовой Н.В. и Ушаковой О.С.
2. Сравните алгоритмы занятий по обучению детей составлению описательных монологов на основе восприятия, памяти и воображения. В чем отличительные особенности построения каждого из занятий? В чем сходство?
3. Составить по одной из картин (серия «Мы играем») и по серии сюжетных картин описательный рассказ и сюжетный. Составить алгоритмы занятий повествований из опыта детей и об игрушках. Алгоритм каждого занятия представьте в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п | Назначение части | Методические приемы |
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.. 1997.
2. Гербова В.В. Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада. М., 1984.
3. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. М., 1982. С. 30-40; 54-63; 88-98.
4. Любимова Н.В. Обучение описанию пейзажа // Дошкольное воспитание. 1973. № 4.
5. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М., 2006.
6. Ушакова О.С., Смирнова Е.А. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин // Дошкольное воспитание. 1987. № 12.
7. Бизикова О.А., Малетина Н.С. Теория и методика развития речи дошкольников в определениях, таблицах и схемах. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2009. – С. 21-33.
Занятие 16
Занятие 1
Вопросы родного языка в трудах К.Д. Ушинского
Вопросы для обсуждения
1. К.Д. Ушинский о сущности и происхождении языка народа и речевом развитии детей.
2. К.Д. Ушинский о воспитательно-образовательном значении родного языка, о развитии речи детей.
3. Цели первоначального обучения детей родному языку и пути их реализации.
4. Учебная книга К.Д. Ушинского «Родное слово» как практическое воплощение принципов и системы первоначального обучения детей родному языку.
Учебно-исследовательские задания
1. Изучите рекомендованную литературу, составьте конспекты 1, 2, 4 источников. При конспектировании выделите вопросы, необходимые для понимания основополагающей роли великого педагога в развитии методики как науки.
2. Проанализируйте один урок учебной книги «Родное слово». Докажите, что данная книга действительно является практическим воплощением идей К.Д. Ушинского в целях и средствах преподавания языка.
Литература
1. Ушинский К.Д. Родное слово // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 1999. С. 69-83.
2. О первоначальном преподавании русского языка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 1999. С. 83-96.
3. Родное слово: Книга для учащихся // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 1999. С. 96-113.
Занятие 2
Основные положения методики развития речи дошкольника
в работах Е.И. Тихеевой
Вопросы для обсуждения
1. Основные теоретические и методические положения методики развития речи детей, разработанные Е.И. Тихеевой.
2. Методика развития речи детей раннего возраста.
3. Содержание, разновидности и методика занятий по развитию словаря детей.
4. Занятия по «живому слову», их содержание и методика.
Учебно-исследовательские задания
1. Изучите работы Е.И. Тихеевой из предложенной книги. Составьте аннотацию книги, кратко отразив ее основное содержание.
2. К обсуждаемым вопросам сделайте выписки из соответствующих глав книги.
Литература
1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. М., 1997.
3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Академия, 2006.
Занятие 3
Теоретические основы развития речи дошкольников
Вопросы для обсуждения
1. Цель, задачи и содержание работы по развитию речи в ДОУ. Интеграция задач по развитию речи в другие образовательные области.
2. Методические принципы развития речи.
3. Методы и приемы работы по развитию речи детей в ДОУ.
4. Формы работы по развитию речи дошкольников в ДОУ.
Учебно-исследовательские задания
1. Найти, выписать и сравнить формулировки предмета ТиТрр из учебников.
2. Методические приемы развития речи – составные элементы различных методов. Выпишите определения методических приемов из учебников.
3. Представьте культурную языковую среду и требования к речи воспитателя, предложенные Е.И. Тихеевой.
4. Составьте схему «Теоретические основы ТиТРР». Отразить в схеме взаимосвязь ТиТРР с другими науками.
Литература
1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1972. – С. 51-54.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. М., 1997.
3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Академия, 2006.
Занятие 4
Содержание обучения дошкольников связной речи
Вопросы для обсуждения
1. Анализ программ обучения детей диалогу. Содержание задач по обучению:
- структуре диалога;
- правилам поведения в диалоге;
- средствам речевого этикета.
2. Подходы к определению содержания обучения детей монологической речи.
Учебно-исследовательское задание
1. Проанализировать и сравнить содержание обучения диалогу и монологу в различных программах (сделать выписки их двух-трех программ).
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.. 1997.
2. Малетина Н.С. Лекция вдвоем: «Содержание обучения детей монологической речи» // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С.109-114.
3. Примерные программы:
- Детство. СПб, 2010.
- От рождения до школы. М., 2010.
- Радуга. М., 2010.
- Истоки. М., 2010.
- Успех. М., 2010.
4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981.(раздел «Занятия по живому слову»).
Занятие 5 (лабораторное)
Обучение детей диалогической речи
Вопросы для обсуждения
1. Лингвистическая характеристика диалогической речи.
2. Этапы развития общения ребенка со взрослыми как психологическая основа обучения диалогической речи.
3. Задачи развития диалогической речи у детей разного возраста в ДОУ.
Учебно–исследовательские задания
1. Выберите одну из ситуаций речевого этикета и подберите игры и упражнения для одной возрастной группы. Предусмотрите игры для начала обучения этикетным формулам и для их развертывания.
2. Проанализируйте 1–2 примерные программы по обучению диалогической речи и сравните с задачами в тех же программах до введения ФГТ.
Литература
4. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. М., 1997.
1. Арушанова А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2001. № 5.
2. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М., 2008.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1990.
4. Малетина Н.С. Развитие речевого общения дошкольников. Нижневартовск, 2003. С. 57-69.
5. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Академия, 2006.
Занятие 6
Теоретические основы и направления работы по
развитию диалога у детей
Вопросы для обсуждения
1. Лингвистические признаки диалогической речи.
2. Задачи и содержание работы по развитию диалогических умений в разных возрастных группах.
3. Общая характеристика условий и методов развития диалогической речи дошкольников.
Учебно-исследовательские задания
1. Выпишите из произведений детской литературы по 2-3 примера различных пар диалогического единства (вопрос-ответ; сообщение-выражение отношения к сообщению; побуждение-выполнение).
2. Проанализируйте программу по развитию диалога детей 2-6 лет по следующей схеме.
Содержание работы по развитию диалога в программе «Детство»
Возраст детей | Направление работы | ||
Освоение разнообразных видов диалогических реплик | Освоение правил ведения диалога | Освоение этикетных ситуаций общения | |
Литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.,1997. С.253-256.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М., 1999. С. 134-139.
3. Детство (программа). М., 1995.
Занятие 7