Теоретические основы развития речи дошкольников

Занятие 1

Вопросы родного языка в трудах К.Д. Ушинского

Вопросы для обсуждения

1. К.Д. Ушинский о сущности и происхождении языка народа и речевом развитии детей.

2. К.Д. Ушинский о воспитательно-образовательном значении родного языка, о развитии речи детей.

3. Цели первоначального обучения детей родному языку и пути их реализации.

4. Учебная книга К.Д. Ушинского «Родное слово» как практическое воплощение принципов и системы первоначального обучения детей родному языку.

Учебно-исследовательские задания

1. Изучите рекомендованную литературу, составьте конспекты 1, 2, 4 источников. При конспектировании выделите вопросы, необходимые для понимания основополагающей роли великого педагога в развитии методики как науки.

2. Проанализируйте один урок учебной книги «Родное слово». Докажите, что данная книга действительно является практическим воплощением идей К.Д. Ушинского в целях и средствах преподавания языка.

Литература

1. Ушинский К.Д. Родное слово // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 1999. С. 69-83.

2. О первоначальном преподавании русского языка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 1999. С. 83-96.

3. Родное слово: Книга для учащихся // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 1999. С. 96-113.

Занятие 2

Основные положения методики развития речи дошкольника
в работах Е.И. Тихеевой

Вопросы для обсуждения

1. Основные теоретические и методические положения методики развития речи детей, разработанные Е.И. Тихеевой.

2. Методика развития речи детей раннего возраста.

3. Содержание, разновидности и методика занятий по развитию словаря детей.

4. Занятия по «живому слову», их содержание и методика.

Учебно-исследовательские задания

1. Изучите работы Е.И. Тихеевой из предложенной книги. Составьте аннотацию книги, кратко отразив ее основное содержание.

2. К обсуждаемым вопросам сделайте выписки из соответствующих глав книги.

Литература

1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. М., 1997.

3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Академия, 2006.

Занятие 3

Теоретические основы развития речи дошкольников

Вопросы для обсуждения

1. Цель, задачи и содержание работы по развитию речи в ДОУ. Интеграция задач по развитию речи в другие образовательные области.

2. Методические принципы развития речи.

3. Методы и приемы работы по развитию речи детей в ДОУ.

4. Формы работы по развитию речи дошкольников в ДОУ.

Учебно-исследовательские задания

1. Найти, выписать и сравнить формулировки предмета ТиТрр из учебников.

2. Методические приемы развития речи – составные элементы различных методов. Выпишите определения методических приемов из учебников.

3. Представьте культурную языковую среду и требования к речи воспитателя, предложенные Е.И. Тихеевой.

4. Составьте схему «Теоретические основы ТиТРР». Отразить в схеме взаимосвязь ТиТРР с другими науками.

Литература

1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1972. – С. 51-54.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. М., 1997.

3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Академия, 2006.

Занятие 4

Содержание обучения дошкольников связной речи

Вопросы для обсуждения

1. Анализ программ обучения детей диалогу. Содержание задач по обучению:

- структуре диалога;

- правилам поведения в диалоге;

- средствам речевого этикета.

2. Подходы к определению содержания обучения детей монологической речи.

Учебно-исследовательское задание

1. Проанализировать и сравнить содержание обучения диалогу и монологу в различных программах (сделать выписки их двух-трех программ).

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.. 1997.

2. Малетина Н.С. Лекция вдвоем: «Содержание обучения детей монологической речи» // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С.109-114.

3. Примерные программы:

- Детство. СПб, 2010.

- От рождения до школы. М., 2010.

- Радуга. М., 2010.

- Истоки. М., 2010.

- Успех. М., 2010.

4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981.(раздел «Занятия по живому слову»).

Занятие 5 (лабораторное)

Обучение детей диалогической речи

Вопросы для обсуждения

1. Лингвистическая характеристика диалогической речи.

2. Этапы развития общения ребенка со взрослыми как психологическая основа обучения диалогической речи.

3. Задачи развития диалогической речи у детей разного возраста в ДОУ.

Учебно–исследовательские задания

1. Выберите одну из ситуаций речевого этикета и подберите игры и упражнения для одной возрастной группы. Предусмотрите игры для начала обучения этикетным формулам и для их развертывания.

2. Проанализируйте 1–2 примерные программы по обучению диалогической речи и сравните с задачами в тех же программах до введения ФГТ.

Литература

4. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. М., 1997.

1. Арушанова А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2001. № 5.

2. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М., 2008.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1990.

4. Малетина Н.С. Развитие речевого общения дошкольников. Нижневартовск, 2003. С. 57-69.

5. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Академия, 2006.

Занятие 6

Теоретические основы и направления работы по
развитию диалога у детей

Вопросы для обсуждения

1. Лингвистические признаки диалогической речи.

2. Задачи и содержание работы по развитию диалогических умений в разных возрастных группах.

3. Общая характеристика условий и методов развития диалогической речи дошкольников.

Учебно-исследовательские задания

1. Выпишите из произведений детской литературы по 2-3 примера различных пар диалогического единства (вопрос-ответ; сообщение-выражение отношения к сообщению; побуждение-выполнение).

2. Проанализируйте программу по развитию диалога детей 2-6 лет по следующей схеме.

Содержание работы по развитию диалога в программе «Детство»

Возраст детей Направление работы
Освоение разнообразных видов диалогических реплик Освоение правил ведения диалога Освоение этикетных ситуаций общения
       

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.,1997. С.253-256.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М., 1999. С. 134-139.

3. Детство (программа). М., 1995.

Занятие 7

Занятие 10

Занятие 13

Содержание обучения детей монологической речи

Вопросы для обсуждения

1. Подходы к определению содержания обучения детей монологу.

2. Типологические особенности монологов и содержание работы по их обучению.

Учебно-исследовательские задание

1. Подготовить сообщения по материалам статей:

- Е.И. Тихеева о содержании обучения детей монологической речи;

- Содержание обучения монологу в современных исследованиях (на примере исследований Т.И. Гризик).

2. Проанализировать и сравнить содержание обучения монологу в различных программах.

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 1997.

2. Гризик Т.И. Характеристика монологической речи // радуга: программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6-7 лет. М., 1997. С. 183-184.

3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб., 1995.

4. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М., 1997.

5. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., 1987.

6. Радуга: Экспериментальная программа для детского сада. М., 1989.

7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981.

8. Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др. Занятия по развитию речи в детском саду. М., 1999. С. 12-14.

Занятие 14

Занятие 15

Развитие монологической речи в процессе рассказывания
по картинам

Вопросы для обсуждения

1. Особенности восприятия детьми картин.

2. Методика обучения описанию предметных и сюжетных картин.

3. Методика обучения детей повествовательным монологам по картинам (по сюжетной, пейзажной, по серии сюжетных), из опыта и об игрушках.

Учебно-исследовательские задания

1. Выписать из источников ответы на вопросы темы. Законспектировать статьи Любимовой Н.В. и Ушаковой О.С.

2. Сравните алгоритмы занятий по обучению детей составлению описательных монологов на основе восприятия, памяти и воображения. В чем отличительные особенности построения каждого из занятий? В чем сходство?

3. Составить по одной из картин (серия «Мы играем») и по серии сюжетных картин описательный рассказ и сюжетный. Составить алгоритмы занятий повествований из опыта детей и об игрушках. Алгоритм каждого занятия представьте в таблице 1.

Таблица 1

№ п/п Назначение части Методические приемы
     

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.. 1997.

2. Гербова В.В. Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада. М., 1984.

3. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию детей дошкольного возраста. М., 1982. С. 30-40; 54-63; 88-98.

4. Любимова Н.В. Обучение описанию пейзажа // Дошкольное воспитание. 1973. № 4.

5. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М., 2006.

6. Ушакова О.С., Смирнова Е.А. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин // Дошкольное воспитание. 1987. № 12.

7. Бизикова О.А., Малетина Н.С. Теория и методика развития речи дошкольников в определениях, таблицах и схемах. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г.П., 2009. – С. 21-33.

Занятие 16

Занятие 1

Вопросы родного языка в трудах К.Д. Ушинского

Вопросы для обсуждения

1. К.Д. Ушинский о сущности и происхождении языка народа и речевом развитии детей.

2. К.Д. Ушинский о воспитательно-образовательном значении родного языка, о развитии речи детей.

3. Цели первоначального обучения детей родному языку и пути их реализации.

4. Учебная книга К.Д. Ушинского «Родное слово» как практическое воплощение принципов и системы первоначального обучения детей родному языку.

Учебно-исследовательские задания

1. Изучите рекомендованную литературу, составьте конспекты 1, 2, 4 источников. При конспектировании выделите вопросы, необходимые для понимания основополагающей роли великого педагога в развитии методики как науки.

2. Проанализируйте один урок учебной книги «Родное слово». Докажите, что данная книга действительно является практическим воплощением идей К.Д. Ушинского в целях и средствах преподавания языка.

Литература

1. Ушинский К.Д. Родное слово // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 1999. С. 69-83.

2. О первоначальном преподавании русского языка // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 1999. С. 83-96.

3. Родное слово: Книга для учащихся // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. М., 1999. С. 96-113.

Занятие 2

Основные положения методики развития речи дошкольника
в работах Е.И. Тихеевой

Вопросы для обсуждения

1. Основные теоретические и методические положения методики развития речи детей, разработанные Е.И. Тихеевой.

2. Методика развития речи детей раннего возраста.

3. Содержание, разновидности и методика занятий по развитию словаря детей.

4. Занятия по «живому слову», их содержание и методика.

Учебно-исследовательские задания

1. Изучите работы Е.И. Тихеевой из предложенной книги. Составьте аннотацию книги, кратко отразив ее основное содержание.

2. К обсуждаемым вопросам сделайте выписки из соответствующих глав книги.

Литература

1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. М., 1997.

3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Академия, 2006.

Занятие 3

Теоретические основы развития речи дошкольников

Вопросы для обсуждения

1. Цель, задачи и содержание работы по развитию речи в ДОУ. Интеграция задач по развитию речи в другие образовательные области.

2. Методические принципы развития речи.

3. Методы и приемы работы по развитию речи детей в ДОУ.

4. Формы работы по развитию речи дошкольников в ДОУ.

Учебно-исследовательские задания

1. Найти, выписать и сравнить формулировки предмета ТиТрр из учебников.

2. Методические приемы развития речи – составные элементы различных методов. Выпишите определения методических приемов из учебников.

3. Представьте культурную языковую среду и требования к речи воспитателя, предложенные Е.И. Тихеевой.

4. Составьте схему «Теоретические основы ТиТРР». Отразить в схеме взаимосвязь ТиТРР с другими науками.

Литература

1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1972. – С. 51-54.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. М., 1997.

3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Академия, 2006.

Занятие 4

Содержание обучения дошкольников связной речи

Вопросы для обсуждения

1. Анализ программ обучения детей диалогу. Содержание задач по обучению:

- структуре диалога;

- правилам поведения в диалоге;

- средствам речевого этикета.

2. Подходы к определению содержания обучения детей монологической речи.

Учебно-исследовательское задание

1. Проанализировать и сравнить содержание обучения диалогу и монологу в различных программах (сделать выписки их двух-трех программ).

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.. 1997.

2. Малетина Н.С. Лекция вдвоем: «Содержание обучения детей монологической речи» // Дошкольное воспитание. 2002. № 6. С.109-114.

3. Примерные программы:

- Детство. СПб, 2010.

- От рождения до школы. М., 2010.

- Радуга. М., 2010.

- Истоки. М., 2010.

- Успех. М., 2010.

4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1981.(раздел «Занятия по живому слову»).

Занятие 5 (лабораторное)

Обучение детей диалогической речи

Вопросы для обсуждения

1. Лингвистическая характеристика диалогической речи.

2. Этапы развития общения ребенка со взрослыми как психологическая основа обучения диалогической речи.

3. Задачи развития диалогической речи у детей разного возраста в ДОУ.

Учебно–исследовательские задания

1. Выберите одну из ситуаций речевого этикета и подберите игры и упражнения для одной возрастной группы. Предусмотрите игры для начала обучения этикетным формулам и для их развертывания.

2. Проанализируйте 1–2 примерные программы по обучению диалогической речи и сравните с задачами в тех же программах до введения ФГТ.

Литература

4. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. М., 1997.

1. Арушанова А.Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2001. № 5.

2. Бизикова О.А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. М., 2008.

3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1990.

4. Малетина Н.С. Развитие речевого общения дошкольников. Нижневартовск, 2003. С. 57-69.

5. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Академия, 2006.

Занятие 6

Теоретические основы и направления работы по
развитию диалога у детей

Вопросы для обсуждения

1. Лингвистические признаки диалогической речи.

2. Задачи и содержание работы по развитию диалогических умений в разных возрастных группах.

3. Общая характеристика условий и методов развития диалогической речи дошкольников.

Учебно-исследовательские задания

1. Выпишите из произведений детской литературы по 2-3 примера различных пар диалогического единства (вопрос-ответ; сообщение-выражение отношения к сообщению; побуждение-выполнение).

2. Проанализируйте программу по развитию диалога детей 2-6 лет по следующей схеме.

Содержание работы по развитию диалога в программе «Детство»

Возраст детей Направление работы
Освоение разнообразных видов диалогических реплик Освоение правил ведения диалога Освоение этикетных ситуаций общения
       

Литература

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.,1997. С.253-256.

2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М., 1999. С. 134-139.

3. Детство (программа). М., 1995.

Занятие 7

Наши рекомендации