Достоинства и недостатки проблемного обучения (Б.Б. Айсмонтас)
Достоинства | Недостатки |
1. Способствует формированию определенного мировоззрения учащихся, поскольку высокая самостоятельность усвоения знаний обуславливает возможность трансформации их в убеждения. 2. Формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы. 3. Развивает мыслительные способности учащегося. 4. Помогает формированию и развитию диалектического мышления учащихся, обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях | 1. В меньшей мере, чем другие типы обучения, применимо при формировании практических умений и навыков. 2. Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний, чем другие типы обучения. |
Проблемная ситуация для человека возникает, если:
· Есть познавательная потребность и интеллектуальные возможности решать задачу;
· Имеются затруднения, противоречия между старым и новым, известным и неизвестным, данным и искомым, условиями и требованиями.
Проблемные ситуации дифференцируются по критериям (А.М. Матюшкин):
1. Структура действий, которые должны быть выполнены при решении проблемы (н-р, нахождения способа действия).
2. Уровень развития этих действий у человека, решающего проблему.
3. Трудности проблемной ситуации в зависимости от интеллектуальных возможностей.
Типы проблемных ситуаций (Т.В. Кудрявцев)
· Ситуация несоответствия между имеющимися знаниями у учащихся и новыми требованиями.
· Ситуация выбора из имеющихся знаний, единственно необходимых для решения конкретной проблемной задачи.
· Ситуация использования имеющихся знаний в новых условиях.
· Ситуация противоречия между возможностями теоретического обоснования и практического использования.
Проблемное обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся, реализуемой в рассуждении, размышлении. Это исследовательский тип обучения.
Программированное обучение.
Программированное обучение –обучение по специально разработанной обучающей программе, представляющей собой упорядоченную последовательность задач, посредством которых регламентируется деятельность педагога и учащихся.
Линейный: информационный кадр – операциональный кадр (пояснение) – кадр обратной связи (примеры, задачи) – кадр контроля.
Разветвленный: шаг 10 – шаг 1, если ошибка.
Принципы программированного обучения
· Последовательность
· Доступность
· Систематичность
· Самостоятельность
Достоинства и недостатки программированного обучения
(Б.Б. Айсмонтас)
Достоинства | Недостатки |
1. Вырабатывает способы рациональных умственных действий. 2. Воспитывает умение логически мыслить | 1. Не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении. 2. Требует больших затрат времени. 3. Применимо для алгоритмически разрешимых познавательных задач. 4. Обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме, и не позволяет получить новые знания. 5. Чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности. |
Формы программированного обучения.
· Линейное программирование: информационный кадр – операциональный кадр (пояснение) – кадр обратной связи (примеры, задачи) – кадр контроля.
· Разветвленное программирование: шаг 10 – шаг 1, если ошибка.
· Смешанное программирование.
Характеристика линейной программы (Б.Ф. Скиннер, В. Оконь)
· Дидактический материал делится на незначительные дозы, называемые шагами, которые учащиеся преодолевают относительно легко, шаг за шагом.
· Вопросы или пробелы, содержащиеся в отдельных рамках программы, не должны быть очень трудными, чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе.
· Учащиеся сами дают ответы на вопросы и заполняют пробелы, привлекая для этого необходимую информацию.
· В ходе обучения учащихся сразу же информируют, правильны или ошибочны их ответы.
· Обучающиеся проходят по очереди все рамки программы, но каждый делает это в удобном для него темпе.
· Значительное в начале программы число указаний, облегчающих получение ответа, постепенно ограничивается.
· Во избежание механического запоминания информации одна и та же мысль повторяется в различных вариантах в нескольких рамках программы.
В основе линейного программирования лежит бихевиористское понимание научения как установления связи между стимулом и реакцией.