Характеристика традиционного обучения.

Теории обучения.

Традиционное обучение – целенаправленный процесс формирования ЗУН посредством осмысления и запоминания учебного материала. Исторически от дидактики Я.А. Коменского.

В основе – ассоциативно-рефлекторная теория учения, согласно которой психика человека обладает способностью запечатлевать, сохранять и далее воспроизводить связи между отдельными событиями жизни, которые чем-то схожи или различны.

Процесс образования ассоциаций (приобретение ЗУН) в традиционном обучении имеет определенную логическую последовательность:

· Восприятие учебного материала;

· Осмысление;

· Запоминание и сохранение;

· Применение усвоенного в практической деятельности.

При этом выделенная последовательность подчиняется дидактическому требованию «от частного к общему». «Общее» есть результат сравнения единичных (частных) предметов, как результат выделения их одинаковых свойств, становящихся содержанием представления о классе этих предметов.

Характеристика традиционного обучения.

Параметры Отличительные черты
Цель Передача ЗУН
Методы Объяснительно-иллюстративные, формирующие активность воспроизводящего типа
Форма организации Классно-урочная
Характер взаимодействия Взаимодействие построено на жестком и последовательном разделении функций управления и подчинения
Критерий эффективности Уровень сформированности ЗУН, входящих в образовательный минимум

Отличительные особенности

· По основанию непосредственности/опосредованности взаимодействия обучающего и обучаемого – это контактное обучение, построенное на субъект-объектных отношениях, где ученик – пассивный объект обучающих воздействий учителя (субъекта), который действует в строгих рамках учебной программы.

· По способу организации обучения – это информационно-сообщающее, использующее методы трансляции готовых знаний, обучение по образцу, репродуктивному изложении. Усвоение учебного материала происходит преимущественно за счет механического запоминания.

· По основанию принципа сознательности/интуитивности – это сознательное обучение. При этом осознание направлено на сам предмет освоения – знания, а не на способы их получения.

· Ориентация обучения на среднего ученика, что ведет к трудностям в усвоении учебной программы, как у неуспевающих, так и у одаренных детей.

Достоинства и недостатки традиционного обучения.

Достоинства Недостатки
1. Позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук и образцов способов деятельности. 1. Ориентировано больше на память, чем на мышление («школа памяти»)
2.Обеспечивает прочность усвоения знаний и быстрое формирование практических умений и навыков. 2. Мало способствует развитию творчества, самостоятельности, активности.
3. Непосредственное управление процессом усвоения знаний и навыков предупреждает появление пробелов в знаниях. 3. В недостаточной степени учитываются индивидуальные особенности восприятия информации.
4. Коллективный характер усвоения позволяет выявить типичные ошибки и ориентирует на их устранение. 4. Превалирует субъектно-объектный стиль отношений между преподавателями и учащимися.

Принципы традиционного обучения.

Традиционная система обучения определяется совокупностью содержательных и процессуальных (организационно-методических) принципов.

Содержательные – отражают закономерности, связанные с отбором содержания образования и его совершенствования:

· Принцип гражданственности;

· Принцип научности;

· Принцип воспитывающего обучения;

· Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения.

Организационно-методические – отражают закономерности социального, психологического и педагогического характера:

· Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения;

· Принцип единства группового и индивидуального обучения;

· Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;

· Принцип сознательности и творческой активности;

· Принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности;

· Принцип наглядности;

· Принцип продуктивности и надежности обучения.

Проблемное обучение.

Проблемное обучение – способ организации деятельности учащихся, основанный на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающих в силу этого проблемных ситуациях (В. Оконь, М.М. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер и др.).

Этапы проблемного обучения

· Осознание проблемной ситуации.

· Формулировка проблемы на основе анализа ситуаций.

· Решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез.

· Проверка решения.

Уровни трудности

Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для обучающихся в зависимости от того, какие и сколько действий по решению проблемы он осуществляет.

Уровни проблемности Количество звеньев решения, сохраняемых за учителем Количество звеньев решения передаваемых ученику Что делает учитель? Что делает ученик?
- Ставит проблему, формулирует ее, решает проблему Запоминает решение проблемы
I Ставит проблему, формулирует ее Решает проблему
II Ставит проблему Формулирует проблему, решает ее
III - Проводит общую организацию и контроль, умелое руководство Осознает проблему, формулирует ее решает проблему

Программированное обучение.

Программированное обучение –обучение по специально разработанной обучающей программе, представляющей собой упорядоченную последовательность задач, посредством которых регламентируется деятельность педагога и учащихся.

Линейный: информационный кадр – операциональный кадр (пояснение) – кадр обратной связи (примеры, задачи) – кадр контроля.

Разветвленный: шаг 10 – шаг 1, если ошибка.

Теории обучения.

Традиционное обучение – целенаправленный процесс формирования ЗУН посредством осмысления и запоминания учебного материала. Исторически от дидактики Я.А. Коменского.

В основе – ассоциативно-рефлекторная теория учения, согласно которой психика человека обладает способностью запечатлевать, сохранять и далее воспроизводить связи между отдельными событиями жизни, которые чем-то схожи или различны.

Процесс образования ассоциаций (приобретение ЗУН) в традиционном обучении имеет определенную логическую последовательность:

· Восприятие учебного материала;

· Осмысление;

· Запоминание и сохранение;

· Применение усвоенного в практической деятельности.

При этом выделенная последовательность подчиняется дидактическому требованию «от частного к общему». «Общее» есть результат сравнения единичных (частных) предметов, как результат выделения их одинаковых свойств, становящихся содержанием представления о классе этих предметов.

Характеристика традиционного обучения.

Параметры Отличительные черты
Цель Передача ЗУН
Методы Объяснительно-иллюстративные, формирующие активность воспроизводящего типа
Форма организации Классно-урочная
Характер взаимодействия Взаимодействие построено на жестком и последовательном разделении функций управления и подчинения
Критерий эффективности Уровень сформированности ЗУН, входящих в образовательный минимум

Отличительные особенности

· По основанию непосредственности/опосредованности взаимодействия обучающего и обучаемого – это контактное обучение, построенное на субъект-объектных отношениях, где ученик – пассивный объект обучающих воздействий учителя (субъекта), который действует в строгих рамках учебной программы.

· По способу организации обучения – это информационно-сообщающее, использующее методы трансляции готовых знаний, обучение по образцу, репродуктивному изложении. Усвоение учебного материала происходит преимущественно за счет механического запоминания.

· По основанию принципа сознательности/интуитивности – это сознательное обучение. При этом осознание направлено на сам предмет освоения – знания, а не на способы их получения.

· Ориентация обучения на среднего ученика, что ведет к трудностям в усвоении учебной программы, как у неуспевающих, так и у одаренных детей.

Наши рекомендации