Характеристика традиционного обучения.
Теории обучения.
Традиционное обучение – целенаправленный процесс формирования ЗУН посредством осмысления и запоминания учебного материала. Исторически от дидактики Я.А. Коменского.
В основе – ассоциативно-рефлекторная теория учения, согласно которой психика человека обладает способностью запечатлевать, сохранять и далее воспроизводить связи между отдельными событиями жизни, которые чем-то схожи или различны.
Процесс образования ассоциаций (приобретение ЗУН) в традиционном обучении имеет определенную логическую последовательность:
· Восприятие учебного материала;
· Осмысление;
· Запоминание и сохранение;
· Применение усвоенного в практической деятельности.
При этом выделенная последовательность подчиняется дидактическому требованию «от частного к общему». «Общее» есть результат сравнения единичных (частных) предметов, как результат выделения их одинаковых свойств, становящихся содержанием представления о классе этих предметов.
Характеристика традиционного обучения.
Параметры | Отличительные черты |
Цель | Передача ЗУН |
Методы | Объяснительно-иллюстративные, формирующие активность воспроизводящего типа |
Форма организации | Классно-урочная |
Характер взаимодействия | Взаимодействие построено на жестком и последовательном разделении функций управления и подчинения |
Критерий эффективности | Уровень сформированности ЗУН, входящих в образовательный минимум |
Отличительные особенности
· По основанию непосредственности/опосредованности взаимодействия обучающего и обучаемого – это контактное обучение, построенное на субъект-объектных отношениях, где ученик – пассивный объект обучающих воздействий учителя (субъекта), который действует в строгих рамках учебной программы.
· По способу организации обучения – это информационно-сообщающее, использующее методы трансляции готовых знаний, обучение по образцу, репродуктивному изложении. Усвоение учебного материала происходит преимущественно за счет механического запоминания.
· По основанию принципа сознательности/интуитивности – это сознательное обучение. При этом осознание направлено на сам предмет освоения – знания, а не на способы их получения.
· Ориентация обучения на среднего ученика, что ведет к трудностям в усвоении учебной программы, как у неуспевающих, так и у одаренных детей.
Достоинства и недостатки традиционного обучения.
Достоинства | Недостатки |
1. Позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук и образцов способов деятельности. | 1. Ориентировано больше на память, чем на мышление («школа памяти») |
2.Обеспечивает прочность усвоения знаний и быстрое формирование практических умений и навыков. | 2. Мало способствует развитию творчества, самостоятельности, активности. |
3. Непосредственное управление процессом усвоения знаний и навыков предупреждает появление пробелов в знаниях. | 3. В недостаточной степени учитываются индивидуальные особенности восприятия информации. |
4. Коллективный характер усвоения позволяет выявить типичные ошибки и ориентирует на их устранение. | 4. Превалирует субъектно-объектный стиль отношений между преподавателями и учащимися. |
Принципы традиционного обучения.
Традиционная система обучения определяется совокупностью содержательных и процессуальных (организационно-методических) принципов.
Содержательные – отражают закономерности, связанные с отбором содержания образования и его совершенствования:
· Принцип гражданственности;
· Принцип научности;
· Принцип воспитывающего обучения;
· Принцип фундаментальности и прикладной направленности обучения.
Организационно-методические – отражают закономерности социального, психологического и педагогического характера:
· Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения;
· Принцип единства группового и индивидуального обучения;
· Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;
· Принцип сознательности и творческой активности;
· Принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности;
· Принцип наглядности;
· Принцип продуктивности и надежности обучения.
Проблемное обучение.
Проблемное обучение – способ организации деятельности учащихся, основанный на получении новых знаний посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающих в силу этого проблемных ситуациях (В. Оконь, М.М. Махмутов, А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер и др.).
Этапы проблемного обучения
· Осознание проблемной ситуации.
· Формулировка проблемы на основе анализа ситуаций.
· Решение проблемы, включающее выдвижение, смену и проверку гипотез.
· Проверка решения.
Уровни трудности
Проблемное обучение может быть разного уровня трудности для обучающихся в зависимости от того, какие и сколько действий по решению проблемы он осуществляет.
Уровни проблемности | Количество звеньев решения, сохраняемых за учителем | Количество звеньев решения передаваемых ученику | Что делает учитель? | Что делает ученик? |
- | Ставит проблему, формулирует ее, решает проблему | Запоминает решение проблемы | ||
I | Ставит проблему, формулирует ее | Решает проблему | ||
II | Ставит проблему | Формулирует проблему, решает ее | ||
III | - | Проводит общую организацию и контроль, умелое руководство | Осознает проблему, формулирует ее решает проблему |
Программированное обучение.
Программированное обучение –обучение по специально разработанной обучающей программе, представляющей собой упорядоченную последовательность задач, посредством которых регламентируется деятельность педагога и учащихся.
Линейный: информационный кадр – операциональный кадр (пояснение) – кадр обратной связи (примеры, задачи) – кадр контроля.
Разветвленный: шаг 10 – шаг 1, если ошибка.
Теории обучения.
Традиционное обучение – целенаправленный процесс формирования ЗУН посредством осмысления и запоминания учебного материала. Исторически от дидактики Я.А. Коменского.
В основе – ассоциативно-рефлекторная теория учения, согласно которой психика человека обладает способностью запечатлевать, сохранять и далее воспроизводить связи между отдельными событиями жизни, которые чем-то схожи или различны.
Процесс образования ассоциаций (приобретение ЗУН) в традиционном обучении имеет определенную логическую последовательность:
· Восприятие учебного материала;
· Осмысление;
· Запоминание и сохранение;
· Применение усвоенного в практической деятельности.
При этом выделенная последовательность подчиняется дидактическому требованию «от частного к общему». «Общее» есть результат сравнения единичных (частных) предметов, как результат выделения их одинаковых свойств, становящихся содержанием представления о классе этих предметов.
Характеристика традиционного обучения.
Параметры | Отличительные черты |
Цель | Передача ЗУН |
Методы | Объяснительно-иллюстративные, формирующие активность воспроизводящего типа |
Форма организации | Классно-урочная |
Характер взаимодействия | Взаимодействие построено на жестком и последовательном разделении функций управления и подчинения |
Критерий эффективности | Уровень сформированности ЗУН, входящих в образовательный минимум |
Отличительные особенности
· По основанию непосредственности/опосредованности взаимодействия обучающего и обучаемого – это контактное обучение, построенное на субъект-объектных отношениях, где ученик – пассивный объект обучающих воздействий учителя (субъекта), который действует в строгих рамках учебной программы.
· По способу организации обучения – это информационно-сообщающее, использующее методы трансляции готовых знаний, обучение по образцу, репродуктивному изложении. Усвоение учебного материала происходит преимущественно за счет механического запоминания.
· По основанию принципа сознательности/интуитивности – это сознательное обучение. При этом осознание направлено на сам предмет освоения – знания, а не на способы их получения.
· Ориентация обучения на среднего ученика, что ведет к трудностям в усвоении учебной программы, как у неуспевающих, так и у одаренных детей.