Методика 2.Самооценка профессиональных качеств педагога.
Цель: самодиагностика уровня развития профессиональных качеств педагога.
Инструкция: прочтите приведение утверждения и уясните, оцените, в какой степени каждое из них соответствует вашей профессиональной деятельности, по следующей шкале: всегда проявляется, очень часто, часто, не часто, иногда, редко, никогда не проявляется.
Текст опросника:
1. Веду занятия с увлечением, забывая о прошедших или будущих обстоятельствах.
2. В работе опираюсь главным образом на собственное мнение и опыт.
3. Знаю и чувствую, что мне надо сделать для улучшения своей работы.
4. Во время занятий воспринимаю ситуацию и стараюсь найти нужное решение.
5. Стараюсь чутко продумывать свои действия и как эти действия будут восприниматься детьми.
6. Веду занятия строго по намеченному плану, отклоняясь от него при определенных обстоятельствах.
7. Считаю все свои действия профессионально оправданными.
8. Знаю себя и стремлюсь к самостоятельной работе.
9. Знаю и учитываю в работе физиологические и психологические особенности каждого ребенка.
10. Стараюсь на занятиях и в общении обязательно сочетать игру и учение, движение и размышление.
11. На занятиях и в общении могу сдержать проявление своих отрицательных эмоций.
12. С любым ребенком могу сразу наладить хорошие взаимоотношения.
13. Специально стремлюсь узнать что-то новое для своей работы.
14. Для занятий хочется самостоятельно разработать и попробовать что-то новое.
Обработка: количество баллов определяется следующим образом: всегда – 7 баллов, очень часто – 6, часто – 5, не часто – 4, иногда – 3, редко – 2, никогда – 1.
Сравните полученные данные со среднестатистическими, приведенными ниже, и идеальной оценкой, которая равна 7 баллам по каждой шкале. Сделайте вывод об уровне развития профессиональных качеств.
Среднестатистические показатели:
1. ординарность – увлеченность – 5, 88 балла
2. зависимость – самостоятельность – 5, 83
3. самоуверенность – самокритичность – 5, 95
4. профессиональная ригидность-профессиональная гибкость – 6, 05
5. экстрапунктивность – рефлексивность – 6, 20
6. импровизация- стереотипность – 4, 55
7. профессиональная неуверенность – профессиональное самосознание – 5, 13
8. заниженная самооценка – высокая самооценка – 6, 15
9. упрощенное понимание детей – глубокое понимание детей – 5, 98
10. односторонний подход – целостный подход к детям – 6, 18
11. самообладание – невыдержанность – 2, 80
12. недостаточная коммуникативность – контактность – 5, 78
13. удовлетворенность знаниями – познавательные потребности – 6, 43
14. стандартный подход – творческая направленность – 5, 98
Вывод:
Методика 3.Стили педагогического общения
Цель: определение стиля общения педагога.
Инструкция: внимательно прочтите вопрос, проанализируйте свои мнения, предпочтения, выберите наиболее подходящий вариант ответа.
Текст опросника
1. Считаете ли вы, что ребенок должен:
а) делиться с вами всеми своими мыслями, чувствами и т.д.
б) говорить вам только то, что сам захочет
в) оставлять свои мысли и переживания при себе
2. Если ребенок взял у другого ребенка в его отсутствие без решения игрушку или карандаш, то вы:
а) доверительно с ним поговорите и предоставите самому принять нужное решение
б) предоставите самим детям разбираться в своих проблемах
в) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями
3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнял задание. Как вы поступите:
а) похвалите его и всем детям покажите его работу
б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня
в) скажите ему: «Вот всегда бы так занимался!»
4. Ребенок, входя в комнату, не поздоровался с вами. Как вы поступите:
а) заставите его громко при всех поздороваться с вами
б) не обратите на это внимание
в) сразу же начнете общаться с ребенком, не упомянув о его промахе.
5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута, что предпочитаете делать:
а) спокойно, не вмешиваясь, понаблюдаете, как она работают и общаются
б) кому-то поможете, сделаете замечание
в) займетесь своими делами
6. Какая точка зрения вам кажется более правильной:
а) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходящих и на них не стоит обращать внимания
б) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать
в) чувства ребенка удивительны, переживая его значимы и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом
7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:
а) ребенок слаб, неразумен, неопытен и только взрослый может и должен научить и воспитывать его
б) у ребенка много возможностей для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка
в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная забота, что бы был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину
8. Как вы относитесь к активности самого ребенка:
А) положительно – без нее невозможно полноценное развитие
Б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание
В) положительно, но только тогда, когда согласована с педагогом
9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия:
А) сказали бы: «Ну и не надо!»
Б) заставили бы выполнять работу
В) предложили бы другое задание
10. Какая позиция, по-вашему, более правильная:
А) ребенок должен был благодарен взрослым за заботу о нем
Б) если он не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело, когда-нибудь пожалеет
В) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь
Обработка результатов. Каждый ответ оценивается следующим образом:
Общая сумма, характеризуется стиль педагога, равна арифметической сумме всех полученных баллов:
25-30 – предпочтение демократического стиля
20-24 – склонность к авторитарному стилю
10-19 – выраженность либерального стиля общения
Сделайте выводы, сравнив со среднестатистическими показателями.
Среднестатистические показатели:
1) восприятие отношения ребенка к учителю – 2,71 балла
2) 2) выбор профессионального воздействия – 2,14
3) Реакция на удачное, успешное действие ребенка – 2,07
4) Реакция на ошибку – 2,57
5) Включенность в деятельность детей -2,36
6) Отношение к чувствам детей – 2,57
7) Отношение к сотрудничеству с детьми – 2,79
8) Восприятие активности детей -2,5
9) Учет потребностей детей – 3
10) Отношение к детям в целом – 2,14
Вариантответа | Вопросы | |||||||||
А | ||||||||||
Б | ||||||||||
В |
Вывод: