Должностные обязанности классного руководителя.

Конкретные обязанности студента-практиканта на период педагогической практики согласовываются с классным руководителем и преподавателем педагогики и осуществляют в соответствии с Должностными обязанностями классного руководителя:

1. организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом, контролирует дежурство по классу, школе, столовой,

2. осуществляет контроль санитарного состояния прикрепленного кабинета

3. осуществляет контроль посещаемости учащихся.

4. оказывает педагогическую поддержку детям, испытывающим трудности в учебе, совместно с классным руководителем и социальным педагогом контролирует посещение «трудных» детей.

5. направляет усилия на создание обстановки, благоприятствующей учебе.

6. посещает уроки учителей - предметников, работающих в классе с целью координации деятельности учителей, работающих в классе.

7. работает и контактирует с родителями по поводу успеваемости школьников;

8. организует деятельность по развитию наиболее одаренных детей, создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлекает в кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организует экскурсии, посещение театров, выставок, поездки и т.д.).

9. создает благоприятный микроклимат в классе, формирует межличностные отношения, корректирует и регулирует их

10. организует творческие дела в классе с привлечением отдельных учащихся или всего класса

11. принимает меры по охране здоровья, с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепляет здоровье школьников, вовлекает учащихся в физкультурную и спортивную работу.

12. содействует деятельности различных детских общественных организаций в школе.

13. ищет интересные формы, глубокое содержание каждого организуемого дела, определяет целесообразность и целенаправленность организации любой встречи классного руководителя с классом (классный час, классное собрание, беседа, откровенный разговор и т.д.), проводит при необходимости тематические классные часы.

14. изучает личность школьников в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнения учителей, работающих в классе, и родителей

15. ведет профориентационную работу, помогает учащимся в выборе профессии.

16. обеспечивает охрану и защиту прав учащихся, оставшихся без попечения родителей, если такие есть в классе, сотрудничает с социальным педагогом.

17. осуществляет наблюдение за поведением «трудных» подростков, детей «группы риска» и состоящих на учете в ИДИ.

18. в процессе педагогической практики не применяет методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью учащихся, соблюдает законы педагогической этики, проявляет педагогический такт в общении с детьми.

19. участвует в работе заседаний педсоветов, методобъединений классных руководителей.

Задания по психологии.

Основные виды деятельности студента:

- оформление дневника психологических наблюдений;

- применение интроспективного метода;

- применение на практике эмпирических методов исследования психологической аутодиагностики;

· документальное оформление результатов психологического исследования.

Отчетная документация

1 Контрольно – зачетная книжка, заполненная в соответствии с требованиями (сдается преподаватели педагогики и психологии).

2 Дневник психологических наблюдений

3 Бланки опросных листов аутодиагностики

4 Выводы по каждой методики аутодиагностики (не менее 5) с оценкой уровня развития профессионально - важных качеств

Методика 1.Тестовая карта оценки психолого-педагогических

Способностей учителя (себя)

Цель: определение особенностей развития психолого-педагогических способностей учителя.

Инструкция:Определите объект исследования, понаблюдайте за деятельностью и дайте оценку психолого-педагогическим способностям по трехбалльной системе, исходя из типологических особенностей и возможностей объекта. Возможна ли корректировка?

Психолого-педагогические способности Баллы 1 2 3 Что говорят об обратном или отсутствии ситуации для анализа
1. Склонность к работе с детьми (любовь, удовлетворенность от обучения, внимательность, доброжелательность, чуткость, справедливость, искренность, простота в общении)   Черствость, грубость, раздражительность, нежелание общаться, общение тяготит, вызывает чувство неудовлетворенности
2. Академические способности – способности к соответствующей области науки (уровень знаний, эрудиция, свободное владение материалом)   Наличие фактических ошибок, уход от вопросов обучаемых, отсутствие взаимосвязи, логики в изложении, изучении вопросов, межсистемных связей. Невидение целесообразности изучения данного вопроса в профессиональной подготовке, ограниченность знаний.
3. Дидактические способности – способность передавать обучаемым материал, преподносить проблему ясно и понятно, возбуждать активную самостоятельную мысль.   Владение традиционной и современной методикой преподавания, отсутствие умения кодировать учебную информацию, активизировать учебную деятельность через разнообразные приемы деятельности, дифференцировать обучение, использовать разные уровни проверки ЗУН и т.д.
4. Перцептивные способности – способность проникнуть во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психологических   Слабая ориентация в педагогических ситуациях, напряженная психологическая атмосфера, моменты назревающих конфликтов, неумение выйти из них, неадекватная реакция на действия, грубость.
5. Речевые способности – способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики, содержательные и внешние ее особенности.   Однообразная, тягучая, монотонная речь, торопливость или замедленность, чрезмерная громкость, отсутствие четкой дикции, логики, мысли и последовательности, выразительности и интонационности логической, суетливые резкие жесты.
6.Организаторские способности –умение организовать коллектив, группы и индивидов на работу, способность оптимально организовать собственную деятельность.   Неподчинение учителю, шум, несвоевременное выполнение указания и требований коллектива, групп, отдельных учащихся, собственная растерянность, обилие замечаний и т.д.
7. Коммуникативные способности –способность к общению с детьми, умение найти правильный подход, установить целесообразные взаимоотношения, наличие педагогического такта.   Резкие, грубые требования, чрезмерная придирчивость, преднамеренное нарушение дисциплины отдельными учащимися, несправедливость в оценке деятельности учащихся, неумение пользоваться невербальными средствами обучения и т.д.
8. способность к распределению внимания между несколькими видами деятельности, обучаемыми   Не видит всех учащихся, не слышит ответы и не вносит коррективы, не может распределить внимание между собственной информацией и восприятием ее учащимися и т.д.
9. Креативные способности – способность к творчеству, внесение собственного, нестандартного в учебную деятельность и процесс.   Стандартные, традиционные методы обучения, отбор содержания, приемов и средств, неумение использовать новые идеи согласно собственным возможностям
10. Педагогическое воображение – способность, выражающиеся в предвидении последствий своих действий в воспитательном проектировании личности учащихся.   Неумение видеть последующие действия ученика, вопросы, реакции, поступки, соответственно контролировать собственное поведение, отсутствие представлений о качестве активности предстоящей деятельности обучаемых.


Вывод:

Наши рекомендации