Тема 1.6. Личность, структура и ее характеристики
1.Задания для самостоятельной работы
Подготовьте доклады на темы:
1. Теория личности З. Фрейда.
2. Теория личности К. Юнга.
3. Теория личности Э. Фромма.
4. Теория личности А. Маслоу.
II.Рекомендации по выполнению заданий
Проблема личности является одной из центральных в психологии и педагогике. Ведущей она является и для других гуманитарных, антропологических наук: философии, педагогики, юриспруденции, социологии, медицины, экономики и т. д. Все эти науки опираются на общее, сложившееся в теории понимание личности как явления, делая акцент при этом на своем аспекте ее изучения.
Личность в психологии представляет собой системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей.
Чтобы понять, какие же психологические особенности человека характеризуют его как личность необходимо знать, что психика системна и целостна. Выделяют, в основном, три основные психологические сферы личности: 1) сфера направленности (мотивационная, потребностно-мотивационная, ценностно-целевая) – все внутренние побудительные силы личности – ее взгляды, убеждения, идеалы, потребности, интересы, цели, жизненные планы, склонности, установки, мотивы и др. 2) операциональная сфера (элементы психики- средства и способы для достижения целей) 3) модуляционная сфера (психофизиологическая), проявляется в разной степени силы, подвижности, уравновешенности, скорости, эмоциональной окрашенности всех психических процессов и состояний.
Исключительно большое значение в практической деятельности специалиста имеют знание и учет психотипических и индивидуально-психологических особенностей людей. Они определяют основные (базовые) свойства личности. Это направленность личности, характер личности, способности личности, подготовленность (опыт) личности, темперамент.
Важным моментом в раскрытии категории «личность» является ответ на вопрос о ее структуре. Так же, как в отношении определения личности, современное состояние освещения проблемы ее структуры является неоднозначным и разным в рамках тех или иных подходов. Неоспорим тот факт, что в структуре личности представлены как биологические, так и социальные факторы. Полемика вокруг соотношения этих факторов ведется до настоящего времени.
III. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Столяренко, А. М. Психология и педагогика : учеб. пособие / А. М. Столяренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2006. – С. 74-81.
2. Реан, А. Психология и педагогика : учеб. пособие / А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. – СПб. : Питер, 2007. – С. 121–143.
Дополнительная литература
1. Алехин, И. А. Психология и педагогика : учеб. пособие / И. А. Алехин, А. И. Пустозеров. – М. : Изд-во Российской таможенной академии, 2008. – 248 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник / Г. М. Андреева. – М. : Аспект-Пресс, 2000. – 373 с.
3. Романов, В. В. Юридическая психология: учебник / В. В. Романов. – М. : Юристъ, 1999. – 488 с.
4. Столяренко, А. М. Психология менеджмента : учеб. пособие / А. М. Столяренко, Н. Д. Амаглобели. – М. : ЮНИТИ, 2005. – 608 с.
5. Хасан, Б. И. Психология конфликта и переговоры : учеб. пособие / Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов. – 4-е изд. – М. : Академия, 2008. – 192 с.
IV. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие подходы в психологии к определению понятия личность Вам известны?
2. В чем отличия понятий «личность», «индивид», «индивидуальность»?
3. Какие существуют теории, определяющие влияние и соотношение биологических и социальных факторов в процессе развития личности.
4. Дайте общую характеристику подходов к пониманию личности: структурный, структурно-динамический; системный, типологический (К. Юнг, Олпорт, Кэттел, Айзенк), теории самоактуальности (К. Роджерс), теория психосоциального развития Эриксона.
Мотивация и деятельность человека
I. Задания для самостоятельной работы
1. Дайте характеристику Модели «Х» У. Тейлора; Модели «У» Макгрегора.
2. Определить содержание внутриличностных моделей мотивации.
3. Раскройте содержание Модели иерархии потребностей А. Маслоу.
4. .Раскройте содержание Модели потребностей К. Альдерфера.
5. Законспектируйте Теорию потребностей Д. МакКлелланда.
6. Раскройте содержание Модели трудовой мотивации Д. Аткинсона
II. План семинарского занятия
(Форма обучения очная)
1. Определение потребности, виды потребностей личности.
2. Определение мотива, связь с потребностями и деятельностью.
3. Общая характеристика роли мотивационной сферы.
4. Деятельность и ее виды.
5. Операционно-технические аспекты деятельности.
III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к семинарскому занятию
В процессе самостоятельной работы над данным материалом важно отметить, что с начала 20 века было разработано большое количество моделей мотивации, которые с точки зрения классификации Х.Шольца можно подразделить на три главных направления в зависимости от их предмета анализа. Это модели, в основе которых лежит специфическая картина работника как человека; внутриличностные модели; процессуальные модели.
Первую группу составляют следующие модели. Модель «X» отражает основные воззрения У.Тейлора, в деятельности руководителя должна преобладать негативная мотивация подчиненных, основанная на страже наказания. «Y» - модель Макгрегора рекомендует предоставлять работникам больше свободы для проявления самостоятельности, инициативы, творчества и создавать для этого благоприятные условия.
Ко второй группе относятся внутриличностные модели мотивации. Среди них модель иерархии потребностей А. Маслоу, включающая физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в уважении и потребности в уважении. Модель потребностей К. Альдерфера, который выделяет три класса потребностей: потребности в существовании, социальные потребности, потребности личностного роста. Д. МакКлелланд выделил среди основных потребностей потребность во власти, успехе и принадлежности.
Третью группу составляют процессуальные модели мотивации. Модель трудовой мотивации Д.Аткинсона исходит из того, что поведение работника есть результат взаимодействия индивидуальных качеств личности и ситуации, ее восприятия.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Столяренко, А. М. Психология и педагогика : учеб. пособие / А. М. Столяренко. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ, 2006. – С. 74–81.
2. Реан, А. Психология и педагогика : учеб. пособие / А. Реан, Н. Бордовская, С. Розум. – СПб. : Питер, 2007. – С. 146–160.
Дополнительная литература
1. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 7-е изд. — СПб. : Питер, 2007. – 794 с. Немов, Р. С. Психология : учебник : В 3-х кн. Кн.1 : Общие основы психологии / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
2. Петровский, А. В. Психология : учебник / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – 2-е изд. – М. : Академия, 2001. – 512 с.
3. Пиз, А. Язык разговора / А. Пиз, А. Гарнер. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 224 с.
4. Радугин, А. А. Психология : учеб. пособие / А. А. Радугин. – М. : Центр, 2001. – 400 с.
5. Столяренко, А. М. Психология менеджмента : учеб. пособие / А. М. Столяренко, Н. Д. Амаглобели. – М. : ЮНИТИ, 2005. – 608 с.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что называют в психологии потребностью?
2. Какие виды потребностей Вам известны?
3. Какова взаимосвязь потребностей, деятельности и мотивации?
4. Какие теории мотивации Вам известны?
5. Какие виды деятельности характерны для человека?
6. Что называют операциями, действиями?