Приемы стимуляции и поддержания мотивации учения

относятся к той части метода обучения, которая призвана обеспечить эффективное усвоение социального опыта, определенного образовательным стандартом. Необходимость введения такой группы приемов обусловлена тем, что в отсутствие устойчивой мотивации регулярная продуктивная учебная деятельность невозможна. Описываемые далее приемы приводятся нами по материалам работы К.Н. Антоновой и Н.И. Башмаковой[54], с той только разницей, что в первоисточнике эта группа названа «методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности».

• Приемы эмоционального стимулирования:

– создание ситуации успеха в обучении (например, подбор заданий нарастающей сложности, последовательное выполнение которых способно поддерживать у ученика уверенность в собственных силах);

– поощрение и порицание;

– игровые приемы (дидактические игры, игровые ситуации, имитационный тренинг и т.п.);

– постановка перспектив трех уровней: ближней (одно задание, урок, день), средней (неделя, четверть, год) и дальней (несколько лет, вся жизнь).

• Приемы развития познавательного интереса:

– создание проблемных ситуаций;

– стимулирование занимательным содержанием;

– создание ситуации творческого поиска.

• Приемы формирования ответственности и обязательности:

– формирование понимания личностной значимости учения (включает коррекцию цели в случаях, когда цели, выдвигаемые учеником, не способствуют эффективному учению);

– предъявление учебных требований (правила поведения, критерии оценки, правила внутреннего распорядка и т.п.);

– контроль исполнения предъявленных требований.

• Приемы, направленные на обучение целеполаганию(по А.В. Хуторскому[55])

– организация выбора целей из предложенного набора;

– классификация учениками самостоятельно сформулированных целей с последующей их детализацией;

– обсуждение ученических целей на реалистичность их достижимости;

– конструирование целей с помощью заданных алгоритмов;

– формулирование целей на основе результатов рефлексии;

– сравнение индивидуальных и коллективных целей.

Приемы активизации учебной деятельности

относятся к той части метода обучения, которая отвечает за эффективное усвоение социального опыта, определенного образовательным стандартом. Описание данных приемов следует искать, главным образом, в работах по проблемному обучению. Далее приводим перечень приемов, «заимствованных» у двух авторов, причем опять с понижением ранга – не проблемные или поисковые методы, а приемы активизации учебной деятельности. В работе В.А. Ситарова[56] в качестве «методов создания проблемной ситуации» фактически описываются следующие приемы:

– стимуляция познавательных вопросов учащихся (предложение решений, противоречащих жизненному опыту учеников; предъявление заданий с неопределенным окончанием и т.п.);

– стимуляция самостоятельного проявления инициативы (организация выполнения самостоятельных заданий по уже известному образцу типа «составь задачу», «составь аналогичное задание на новом содержании» и т.п.);

– стимуляция инициатив, выдвигаемых в ходе осуществления деятельности (использование намеренных ошибок; совместный поиск решения, притом, что учитель исходно выбрал неверный путь; поиск оптимального решения из 5–6 готовых вариантов и т.п.);

– стимуляция коллективных инициатив и инициатив по организации совместной деятельности (создание соревновательной ситуации, создание ситуаций для проявления инициативы-критики – намеренно не замечать промахов учеников и т.п.).

В книге П. Юцявичене[57] среди «поисковых методов модульного обучения» обнаруживаются следующие приемы:

– обсуждение вполголоса (фактически – организация на уроке групповой работы над одной для всех или над разными темами);

– breinstorming (мозговой штурм) (этапы: высказывание идей, развитие идей, критика идей);

Приемы, способствующие планомерному осуществлению

Учебных действий,

также относятся к той части метода обучения, которая отвечает за эффективное усвоение социального опыта, определенного образовательным стандартом. Адекватное описание этой группы приемов мы встретили в работе А.В. Хуторского[58] под названием «методы ученического планирования»:

– организация реального планирования деятельности учениками (создание планов на определенный период – урок, день, неделю, или на тему, раздел, творческую работу);

– организация фиксации расхождений между запланированным и реальным;

– организация рефлексии планирования.

Наши рекомендации