Характеристика принципов прочности, развивающего и воспитывающего обучения, особенности их реализации на занятиях физической культурой.
Прочность усвоения знаний учащимися обусловливается организацией обучения, использованием различных видов и методов обучения, а также зависит от времени обучения; память учащихся носит избирательный характер: чем важнее и интереснее для них тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.Препятствуйте закреплению в памяти неправильно воспринятого или того, что учащийся не понял. Запоминать учащийся должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное.Приучайте каждого ученика работать в соответствии с его возможностями, но в то же время в полную силу.Принцип воспитывающего обучения.Предусматривает направленную реализацию воспитательной функции обучения. Необходимо установление позитивных отношений между субъектами пед.процесса., опора на положительное в воспитании,педагогическийоптимизм,воспитание личным примером. Реализация: учёт внутренней противоречивости спорта, приоритет гуманистических ценностей спорта, соблюдение принципов честной игры,вопитание личным примером.
13.2 Понятие дидактической концепции. Характеристика основных дидактических концепций.Концепция-это определённый способ понимания,трактовкиявления,руководящая идея для их освещения,ведущий замысел. Концепция обучения-это совокупность основных положений,система взглядов на сущность,содержание,организацию учебного процесса,а так же особенности деятельности педагога и учащегося в ходе его реализации. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения.В основе лежат закономерности высшей нервной деятельности.Накопление знаний в виде широкого ассоциативного фонда.Основные положения(по Коротову):1.Знания,умения и навыки представляют собой в сознании систему асоциаций,от простейших до самых сложных.,2.Процесс образования ассоциаций включает в себя чувственное восприятие предметов и явлений,осмысление и понимание их внутренних связей,запоминание и применение на практике.,3.Условия реализации процесса обучения: формирование активного отношения к учению, последовательное изложение учебного материала, формирование навыков мыслительной деятельности.
14.2 Образовательная технология: сущность, признаки, классификация.Образовательная технология-это система методов,средств и форм пед.взаимодействия для гарантированного достижения поставленной цели с учётом существенных для данного процесса характеристик субъектов деятельности.Признаки:концептуальность (в основе лежит определенная концепция), целеполагание(чёткая система целей), предварительно проектирование пед.процесса (построение пед.деят-ти на долгосрочный период), контроль и оценка результатов для установления соотв. целей обучения, гарантированное достижение планируемых результатов всеми обучаемыми, воспроизводимостьтехнологий,оперативная обратная связь для своевременной коррекции процесса обучения.Классификация:1)Предметно-ориентированные(техн.полного усвоения знаний, разноуровневогообучения,модульногообучения,техн. «учебное портфолио»),2) Личностно-ориентированные технологии(мастерская знаний,фрактальноеобучение,проектноеоучение,эвристическое обучение),3) Развивающие технологии (техн. Эльконина-Давыдова, техн.Занкова).
15.2 Общая характеристика личностно ориентированных технологий обучения. Технология проектного обучения.Образовательная технология-это система методов,средств и форм пед.взаимодействия для гарантированного достижения поставленной цели с учётом существенных для данного процесса характеристик субъектов деятельности. Под личностно-ориентированным обучением следует понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений.Личностно-ориентир. технологии: мастерская знаний, фрактальное обучение, проектное обучение, эвристическое обучение.Технология проектного обучения.(Дьюи,Гузеев,Левитес). Сущность:организация и реализация учебного исследования для решения теоретических или практических задач. Основные принципы:опора на опыт учащегося,кооперация,свободный выбор (темы,партнеров),высокий уровень трудности,связь с другими предметами, учёт индивидуальных особенностей учащихся.Этапы работы на проектом: подготовка(определение темы и цели),планирование(источники информации,способо презентации проекта),исследование,анализ и обобщение,презентацияпроектов,рефлексия.
16.2 Характеристика предметно ориентированных технологий обучения (технологии модульного обучения и «Учебное портфолио»).Образовательная технология-это система методов,средств и форм пед.взаимодействия для гарантированного достижения поставленной цели с учётом существенных для данного процесса характеристик субъектов деятельности.Предметно-ориентированные технологии – это технологии, обеспечивающие высокий уровень предметных знаний, умений и навыков, они являются составной частью так называемой «знаньевой» педагогики, альтернативой которой является личностно-ориентированная педагогика.Вкл. техн.полного усвоения знаний,разноуровневогообучения,модульного обучения, «учебное портфолио». Т.модульногообучения.Сущность:обучаемый самостоятельно или с дозированной помощью педагога достигает заданных целей в процессе работы с модулем.Модуль-учебный элемент,в котором в целостном виде объединено учебное содержание и технология его освоения.Основные положения: содержание обучения представляется в виде логически завершенных самостоятельных комплексов, общение с педагогом происходит как непосредственно так и опосредованно, самостоятельность, освоение навыков учебной деятельности.«Учебное портфолио». Сущность: контроль и оценка учебных достижений студентов.Составпортфолио:указание цели и содержания, основные элементы(учебные проекты,рисунки,характеристики…),самоанализ работы и перспективы дальнейших исследований.
17.2 Характеристика технологий проблемного обучения.Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.1 этап:создание проблемной ситуации.Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.,2 этап: формулировка проблемной задачи- вопрос,3 этап:выдвижение предположений-поиск путей решения,4 этап:проверка гипотез-обсуждение,доказательства,5 этап:проверка правильности решения проблемной задачи. В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса: 1.) сложность, выступающая в форме противоречия, 2.) ёмкое содержание, 3.) увлекательная форма, 4.) доступный для ученика уровень сложности.
18.2Понятие о методах обучения и их классификация.Метод обучения— это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. Функции: 1.организация и обучение учащихся, 2.мотивирование и стимулирование учащихся, 3.контроль и самоконтроль учащихся. Методы организации и осуществления уч.деят-ти: 1.по источнику информации(словесные, наглядные, практические,работа с литературой,видео метод), 2.по степени самостоятельностимышления учащихся (репродуктивные,проблемные методы по Лернеру), 3.по управлению учебной работой(под руководством педагога, самостоятельно),4.по логике изложения информации(индуктивные,дедуктивные). Методы мотивации и стимулирования учебной деят.:1.мотивирования(занимательная информация, анализ жизненных ситуаций, создание ситуации успеха), 2.стимулирования(поощрение, наказание,требование, убеждение).Методы контроля и самоконтроля:1.усного контроля(опрос),2.письменного контроля(к.р.), 3.лабораторно-практического контроля.
19.2 Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Характеристика словесных методов обучения, особенности их реализации на занятиях физической культурой.1.по источнику информации(словесные, наглядные, практические,работа с литературой,видео метод), 2.по степени самостоятельностимышления учащихся (репродуктивные,проблемные методы по Лернеру), 3.по управлению учебной работой(под руководством педагога, самостоятельно),4.по логике изложения информации(индуктивные,дедуктивные).Исходя из роли словесных методов, активизирующих мышление учащихся в процессе обучения, их можно подразделить на следующие виды: рассказ, лекция, беседа, дискуссия, работа с книгой.В ходе рассказа ученики знакомятся с определенными предметами, явлениями, событиями или процессами в форме их словесного описания.От рассказа и лекции беседа отличается главным образом тем, что не только требует от учащихся мысленного следования «за учителем», но и вынуждает их к самостоятельному мышлению. Сущность беседы состоит в общении учителя, который руководит ею, с учащимися; стремясь достигнуть поставленной цели, он задает ученикам вопросы, на которые они в свою очередь предлагают ответы.Смысл дискуссии состоит в обмене взглядами по определенной проблеме.
20.2 Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Характеристика наглядных методов обучения, особенности их реализации на занятиях физической культурой.1.по источнику информации(словесные, наглядные, практические,работа с литературой,видео метод), 2.по степени самостоятельностимышления учащихся (репродуктивные,проблемные методы по Лернеру), 3.по управлению учебной работой(под руководством педагога, самостоятельно),4.по логике изложения информации(индуктивные,дедуктивные).Наглядные методы обучения - это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств.Наглядные методы обучения необходимо использовать на уроках в начальной школе. Эти методы способствуют развитию памяти, мышления, воображения.Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. Благодаря наблюдению возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки.Благодарядемонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а неслучайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала.