Методы воспитания и их классификации.
Метод воспитания– это путь достижения заданной цели воспитания. Часть метода, отдельное воздействие – это прием.
Сущ. 3 группы методов:
-формирования сознания личности(назидательные истории, притчи, басни, рассказ на этические темы, объяснения, лекции, этические беседы, разъяснения, увещевания, внушения, инструктаж, диспут, доклад, пример.);
-организации деятельности(упражнения, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.);
-стимулирования поведения и деятельности(поощрение, наказание, соревнование).
Наиболее действенные методы воспитания представлены следующими группами:
Традиционные – убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример.
Инновационнодеятельностные – моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность.
Неформальные – межличностные – воспитание через личностно значимых людей.
Тренинговоигровые– деловые игры, социально психологические тренинги и др.
Рефлексивные – через осознание собственного «Я» и деятельной действительности.
В последнее время в воспитательном процессе успешно используются методы психотерапевтического воздействия на воспитанников: внушение, вытеснение, игнорирование, подавление, подбадривание, ласковое обращение по имени, эмоциональный отклик, санкционирование, релаксация, рефлексия.
Различия в реализации метода характеризуются приёмами воспитания, которые являются частью общего метода и представляют конкретное действие педагога
43. Личность современного учителя и ступени его профессионального роста.
Учительская работа относится к весьма сложным видам деятельности. И вот здесь перед учителем возникает целый ряд профессиональных проблем. Обращенность педагогической теории к учителю отнюдь не снижает тех трудностей, с которыми он встречается в своей работе. Дело здесь в следующем. Теория содержит обобщенные положения о том, как нужно осуществлять обучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие методические идеи о подходе к детям, об учете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и единичного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямые ответы. Вот почему от учителя требуется большая практическая подготовка, опыт, педагогическая гибкость и умение творчески подходить к решению возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень его профессионализма.Профессиональная пригодность человека есть не что иное, как необходимый комплекс способностей, физических, нервно-психических и нравственных качеств, которые требуются для овладения определенными рабочими. функциями и успешной деятельности в той или иной сфере производства или духовной жизни. Поэтому ее нельзя сводить только к сумме знаний, умений и практической сноровки, которые приобретаются в ходе профессионального обучения. нужна,клонность к работе, наличие определенных природных данных и нравственных качеств.Профессиональная пригодность к педагогической деятельности связана с наличием у человека физического и психического здоровья, хороших речевых данных, уравновешенности нервной системы, способности выдерживать воздействия сильных раздражителей, проявлять выдержку и т.д. К числу личностных качеств, характеризующих пригодность к педагогической деятельности, также относятся: склонность к работе с детьми, коммуникабельность (стремление и умение общаться с другими людьми), тактичность, наблюдательность, развитое воображение, организаторские способности, высокая требовательность к себе. Все это вполне поддается медицинской и психолого-педагогической диагностике, определенному тестированию.Под педагогической умелостью понимают такой уровень профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, а также довольно развитые профессионально-личностные свойства и качества, что в своей совокупности позволяет достаточно квалифицированно осуществлять обучение и воспитание учащихся.Педагогическая умелость-ак, учителю необходимо знать способы подготовки к учебным занятиям, правильно определять структуру, содержание и методику проведения отдельных этапов урока, использовать важнейшие приемы создания проблемных ситуаций, поддерживать внимание и дисциплину учащихся на занятиях, сочетать различные формы и методы проверки и оценки знаний, проведения фронтальной и индивидуальной работы с учащимися и т.д. М . Но, сожалению, не все учителя хорошо владеют компетенциями в области психологии, педагогики и т.д. , что отрицательно сказывается на их педагогической деятельности.ледующей ступенью профессионального роста учителя является педагогическое мастерство. Педагогическое мастерствокак качественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя -это доведенная им до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой оттлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса. Т.е, от обычной педагогической умелости мастерство отличается тем, что оно является более совершенным его уровнем, высокой степенью используемых учебных и воспитательных приемов, а нередко и их своеобразной комбинацией. Существенной спецификой характеризуется педагогическое творчество. Понятие «творчество» ассоциируется с созданием «новых культурных и материальных ценностей», с самостоятельной созидательной деятельностью в различных областях производительного труда, науки и культуры.
Педагогическое творчество также заключает в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей и принципов обучения и воспитания, сколько с видоизменением приемов учебно-воспитательной работы, их определенной модернизацией.Педагогическое новаторствовключает в себя внесение и реализацию новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания и значительно изменяет и повышает их качество.Таким образом, новаторство в педагогической работе есть настоящее открытие, важное изобретение, которое является жизненным подвигом учителя.
44. Функции и содержание деятельности классного руководителя.
Классный руководитель –непосредственный и основной организатор учебно-воспитат. работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспит. работы в классе.
Функции классного руководителя:
- всестороннее изучение и воспитание учащихся,
- оказание им помощи в учении и развитии,
- решение проблем профессионального самоопределения,
- взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей,
- взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач,
- контроль за успеваемостью, посещением и поведением учащихся.
- обустройство школьной жизнедеятельности класса,
- организация предметной деятельности класса,
- стимулирование и организация личностного развития школьников и т. д.
Основные направления работы:
- индивидуальная работа со школьниками;
- организация коллективной деятельности и общения;
- организация воспитывающей среды;
- организация повседневного быта учащихся;
- координация взаимодействия с родителями, учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом.
45. Педагогическое мастерство и его структура.
Профессиональное мастерство –это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспит. иобуч., комплекс св-в педагога, обеспеч. высокий уровень самоорганизации ее проф. деятельности, доведенная до совершенства проф. умелость (формир. в процессе проф.деят. на основе проф. способностей личности).
Компоненты педагогического мастерства :
1. Гуманистич. направленность личности учителя:
уваж. кличн ребенка, вера в способн. уч-ка и т.п.
2. Проф. знания учителя:знание преподаваемого предмета, психологии, педагогики,методики
3. Педагогич. способ-ти учителя:Дидактич., коммуникат., перцептивные, организаторские и т.д.
4. Педагогическая техника учителя:умение управлять собой, классом
46. Педагогическое общение, его функциии структура.
педагогическое общение- это проф. общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направл. на создание благопр. психолог. климата.
Функции1. Восприятие и понимание личности ученика учителем — это познание его физич. сост. и дух. мира, возрастных и индивид., национальных, психич. и др. различий, проявления сензитивности и психич. новообразований.
2.Информационная функция обеспеч. реальный психолог. контакт с учащимися, процесс познания, взаимопонимания, обмен мат. и дух. ценностями; формир. положит. мотивацию успехов в уч. деят.
3. Функция организации деят. способств. развитию организационных и организаторских качеств личности, коммуникат., гностических, функциональных и др. спос-й и умения детей через активное участие в роли исполнителя или организатора в сист. субъектно-объектных отнош..
4.Нормативная. Направл. насоверш. поведенческо-правовой, нравств. и эстетич. основы личности.
5.Регулятивная. Предусматривает выбор и применение форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся с целью корректировки их обуч. ивоспит.
6.Обмен ролями предоставляет возможность войти в социальную роль, состояние другого человека, осознать, прочувствовать позицию другого человека, приобрести его опыт действий и деят.
7Сопереживание — уподобление эмоционального сост. субъекта сост. др. личности
8.Самоутверждение обеспечивает ребенку веру в собственные физич. и интеллект. силы, осознание своего “я”
47. Стили педагогической деятельности и общения. Индивидуальный стиль деятельности и общения педагогов.
Стиль пед. деят. - индивидуально-типологич. особенности социально-психологич. взаимодействия педагога и обучающихся.
Индивидуальный стиль педагогической деятельности проявляется:
-в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);
-характере реакций на те или иные педагогические ситуации;
-выборе методов обучения;
-подборе средств воспитания,
-стиле педагогического общения;
-реагировании на действия, на поступки студентов;
-манере поведения;
-предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;
-применении средств психолого-педагогического воздействия на студентов.
Характеристики индивид. стиляпед. деят. - 1) содержательные, 2) динамические и 3) результативные.
Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.
48. Педагогические конфликты, их преодоление.
Конфликт (лат. столкновение) – столк-е противоположно направленных, несовмест-х др. с др. тенденций в межличност. взаимод-ях или отн-ях индивидов или групп людей, связанное с отриц. эмоц. переживаниями. В основе К. – конфл. ситуация. 3 вида конфликта:1)внутриличностный: хар-ся борьбой примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности. 2)межличностный: действ. лица стремятся реализовать в св. жизнедеят-тивзаимоискл-щие цели. 3)межгрупповой -кнфликтующими сторонами выступают соц. группировки, преследующие несовместимые цели и препятст-щие др. др. на пути их осущ-я. Встр-руконфл-й ситуации как совокупности обстоят-в, инициирующих разногласия, входят: 1) объект (любой момент общения уч-ля и уч-ся). 2)предмет (личное восрпиятие ситуации, действия оппонентов). 3) субъект (участники к-та).Дляразв-я К. необх-м инцидент, когда одна из сторон нач. действовать, ущемляя интересы др. стороны. если противопол. стор. отв. тем же, то К. из потенциального => в актуальный и далее развив. как 1) прямой или опосредов-й, 2) конструктивный или неконстр. Констр. К. – позитивно вл. на стр-ру, динамику и результ-сть соц.-псих. процессов и служит источником самосоверш-ния личности. Стабилизирующий К. – повыш. стабильность группы в новых внешних условиях через перестройку ее функций и стр-ры. Деструктив. К. – разрушение установл. нормы, возврат к старой, углубл-е пробл. ситуации: а) дуструктуктивно-ситуативные К. (стремл-е к личн. выгоде) и б) дестр.-тотальные (стремл-е к престижу и власти).Успеш. преодоление к-та предполагает выбор адекватной технологии управл-я как единства стратегии и тактики. Стратегии поведения в конфл. сит-ях: 1. доминирование – одностор. отстаивание уч-лем собств. позиции, единолич. принятие всей полноты ответст-сти. Такие действия целесообразны в ситуациях угрозы псих. и физ. здоровью детей, когда восп-ль в силу св. жизн. опыта и компетентности немедленно принимает реш-е; 2. соперн-во (противоборство) – откр. борьба за свои интересы; 3. сотрудн-во – поиск решения, удовл. обе стороны; 4. компромисс (урегулир-е) – взаимоуступки, рационализация решения, кот. в конечном итоге удовлетворяет обе стороны; 5. избегание/уклонение – сознат. уход уч-ля от конфронтации при столкновении с мелкими размолвками, проявлении дурного настроения, вспыльчивости; 6. приспособление – сглаживание через поступление св. интересами, адаптация к комплексу личностных проявлений шк-ка; 7. отступление – отказ от избр-й тактики, откровенное признание своей оплошности, самокритичность.Причиной многих конфл-в в шк.явл. низкая культура пед. общения уч-лей, кот. не могут вовремя остановиться, избежать резких слов, не подчеркивать отриц-х кач-в, не высмеивать уч-ся перед сверстниками. Именно пед. тактявл. тем необх. усл-ем, без кот. невозм. обеспечить конструктивное поведение уч-ля в к-те с уч-ком и те самым успешно разрешить к-т. Тактич. пед-г владеет большим и акт. запасом сп-бов влияния на уч-ков: сила воли, сдержанность, наблюд-ость, вним-сть, требов-сть, сообразит-сть, смекалка, юмор, взгляд, разл. оттенков голосов. Он умеет держаться, быстро и прав. реаг-ть на поступки уч-ков в острых конфл. ситуациях, успешно разрешает к-т.
49. Основы управления современной школой.
Школа - один из типов образовательных учреждений, осуществляющих образовательный процесс и воспитание обучающих. Управление школой - это научно обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью углубленного изучения учебных предметов, нравственного воспитания, подготовки к сознательному выбору профессии и всестороннего развития личности.
Условно в школе можно выделить следующие управленч группы:
1 группа. Должностные лица школы: директор, его заместители, помощник директора по хоз.части, руководитель юношеских и детских орг.
2 группа. Педсовет школы и входящие в его состав предметные комиссии; общешкольная конференция представителей учителей, родителей и учащихся.
3 группа. Органы ученического самоуправления (старосты классов, предметных кружков и т.д.)
4 группа. Органы родительской общественности (род. комитеты школы(классов).
50. Методическая работа в школе и аттестация педагогических кадров.
Методическая работа в школе - это деятельность администр. и учителей по совершенствованию пед. мастерства преподавателей. Задача: углубление теор. подготовки и проф мастерства учителей. Индивидуальная методич. работа является частью самообразования учителей. Коллективную методич. работу возглавляет педсовет, завуч и проводят методич. объединения, комиссии. Содержание работы метод.объединений: вопросы методики препод.предмета; планирование курса и изучение отдельных тем; использование новых технологий, методов, средств, форм обучения; изучение передового опыта; вопросы проверки качества знаний, формирование умений уч-ся .
При аттестации педагогических работников определяются уровень их квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личные качества, делаются выводы о присвоении, подтверждении работником квалификационных категорий.Аттестация педагогического работника проводится по каждой занимаемой им должности. Аттестация педагогических работников проводится в учреждении образования.К аттестации допускаются педагогические работники, имеющие образование в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками и стаж работы по соответствующей должности 2 года, а для первой и высшей квалификационных категорий – стаж работы в полученной ранее категории 3 года. К аттестации могут быть допущены лица, имеющие стаж работы по соответствующей должности 1 год и ученую степень или звание, степень бакалавра или магистра или диплом с отличием после окончания высшего учебного заведения.Присвоение квалификационных категорий (второй, первой, высшей) осуществляется последовательно.
Для претендентов на высшую категорию аттестация складывается из квалификационного экзамена и аттестационного собеседования.Молодой специалист (учитель средней школы), направленный по распределению после окончания вуза, должен проработать 2 года, чтобы быть допущенным к аттестации и получить вторую категорию (1 год при наличии ученой степени или звания, степени бакалавра или магистра или диплом с отличием после окончания высшего учебного заведения).
39. Школьная среда и ее влияние на развитие личности. Ученический коллектив и методика его формирования.
42. Семейное воспитание. Взаимодействие школы и семьи.