Определение уровня развития игровой деятельности детей дошкольного возраста (5-6 лет)
Методика экспресс-анализа и оценки игровой деятельности ребенка младшего дошкольного возраста направлена на выявление уровня развития сюжетно - отобразительной игры. Для быстрого получения информации содержание экспресс-анализа ограничено двумя показателями наиболее значимыми в развитии игры детей этого возраста:
1) степень самостоятельности детей при постановке игровых задач;
2) уровень развития предметных способов решения игровых задач.
1.Анализ степени самостоятельности детей при постановке игровых задач
Методика. Понаблюдайте, какие игровые задачи будет ставить ребенок, играя с предложенной взрослым или самостоятельно выбранной игрушкой. Например, скажите девочке: «Куклы загрустили, хотят с тобой поиграть»; мальчику: «Собачка хочет поиграть с тобой».
Оценка проводится по 4-х балльной системе.
4 балла. Ребенок с готовностью откликается на предложение взрослого поиграть. Самостоятельно ставит более трех игровых задач; причем одни и те же игровые задачи могут неоднократно повторяться. Использует и другие игрушки, тем самым, усложняя игровую ситуацию. Способы решения игровых задач могут быть разнообразные: игровые действия с игрушками, с предметами-заместителями, с воображаемыми предметами.
3 балла. Самостоятельно ставит 2—3 однообразные игровые задачи. Легко принимает новую игровую задачу, поставленную взрослым в косвенной формулировке, но сам новых игровых ситуаций не придумывает. Способы решения игровых задач могут быть любые.
2 балла. Затрудняется самостоятельно ставить игровые задачи; осуществляет это только с косвенной или прямой помощью взрослого. В самостоятельной игре может не сколько раз повторить поставленные взрослым игровые задачи, при этом сам ничего не придумывая. Способы решения игровых задач могут быть любые.
1 балл. Принимает только игровые задачи, поставленные взрослым в прямой формулировке. Из способов решения игровых задач преобладают игровые действия с игрушками.
Анализ уровня развития предметных способов решения игровых задач
Методика. Обратитесь к ребенку с просьбой найти для игры какой-нибудь предмет-заместитель (в группе такой игрушки не должно быть). Например, скажите: «Купи, пожалуйста, к чаю торт и т. п.».
Оценка осуществляется, исходя из 4-х баллов.
4 балла. Ребенок самостоятельно находит предмет-заместитель; составляет его из нескольких деталей либо как-нибудь преобразует (например, вместо торта в его коробке выкладывает узор из кубиков разного цвета).
3 балла. Самостоятельно находит похожий по форме предмет; не преобразует его (например, вместо торта берет диск из набора средообразующих модулей и т.п.).
2 балла. В качестве предмета-заместителя самостоятельно использует любой предмет, не ориентируясь на сходство (например, предлагает вместо торта маленький кубик, колечко от пирамидки и т. п.).
1 балл. Предмет-заместитель находит только с помощью взрослого.
Баллы, полученные ребенком по первому и второму показателю, суммируются и делятся на два. Так определяется средний балл соответствующий определенному уровню развития игровой деятельности. Если, средний балл составляет от 3,5 до 4 — деятельность оптимальна, от 2,4 до 3,4—деятельность высокого уровня, от 1,3 до 2,3 — деятельность среднего уровня, ниже 1,2 балла — деятельность низкого уровня.
Приложение 1
(Методики старшие дошкольники)
Схема оформления психологического исследования (методики)
1.Название методики.
2.Цель исследования.
3.Метод исследования.
4.Результат (прилагаются материалы анкет, эксперимента).
5.Констатирующие выводы.
6.Качественный анализ, возможное объяснение полученных результатов, их оценка.
7.Психолого-педагогические рекомендации (описание необходимых условий формирования исследуемого психологического качества для педагога и родителей).
Приложение 1.
Старший дошкольник
Диагностический инструментарий для определения уровня психологической готовности дошкольников к обучению
«Внутренняя позиция школьника» Н.И. Гуткина (мотивация).
Краткое описание: педагог-психолог ведет беседу с диагностируемым ребенком.
Инструкция: «Сейчас я задам тебе несколько вопросов, а ты попытайся ответить на них».
Материал к заданию:
ü Ты хочешь идти в школу?
ü Зачем нужно ходить в школу?
ü Что тебе нравится больше: читать книжки или слушать когда тебе читают книжки?
ü Если мы будем сейчас играть в школу, то кем ты хочешь быть: учителем или учеником?
ü Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешать не ходить, то тебя это устроит?
За каждый правильный ответ начисляется по 1 б.
Максимальное колличество баллов за тест 5 баллов.