Раздел «Социальная педагогика»
1. Социально-экономические и духовные предпосылки становления социальной педагогики. Предметная область, задачи, функции и принципы социальной педагогики.
2. Социальное развитие личности – цель, функция общества. Важнейшие направления развития личности.
3. Характеристика социокультурной среды как ведущего условия и источника формирования личности.
4. Понятие социализации. Характеристика социализации как социально-педагогического явления.
5. Основные группы факторов социализации. Характеристика мегафакторов социализации. Проблемы педагогики мира.
6. Социальное воспитание: сущность, содержание и важнейшие направления.
7. Генезис развития социально-педагогических идей в зарубежной философско-педагогической мысли.
8. Народная педагогика как источник социального воспитания. Белорусские народные традиции в области воспитания молодежи, их использование в современном воспитательном процессе.
9. Методология и методы социально-педагогических исследований.
10. Положение детей в Республике Беларусь. Социальная политика государства по защите законных прав детей.
11. Национальная система защиты детства в Республике Беларусь.
12. Средняя общеобразовательная школа как социальный институт общества и открытая социально-педагогическая система.
13. Цели, задачи, основные направления деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования.
14. Основные направления деятельности социального педагога в школе.
15. Семья как социальный институт. Структура, динамика, функции семьи. Актуальные проблемы современной семьи и социально-педагогические пути их решения.
16. Основные направления оказания социально-педагогической помощи семье. Принципы и формы социально-педагогического взаимодействия с семьей. Социально-педагогическая помощь неблагополучным семьям.
17. Понятие социально-педагогической виктимологии. Принципы организации социально-педагогической помощи различным категориям «жертв» неблагоприятных условий социализации.
18. Сиротство как социально-педагогическая проблема. Причины социального сиротства и пути разрешения проблемы. Особенности социально-педагогической работы с детьми-сиротами.
19. Социальная дезадаптация. Сущность, виды детско-подростковой дезадаптации. Понятие девиантного поведения. Особенности воспитания детей и подростков с девиантным поведением. Профилактика девиантных форм поведения детей и подростков.
20. Внешкольное образование и воспитание. Цели, формы и методы воспитательной работы во внешкольных учреждениях.
21. Социокультурная среда по месту жительства, ее характеристика. Особенности социального воспитания по месту жительства.
22. Категории детей с особенностями психофизического развития. Социально-педагогическая работа с семьями, воспитывающими детей с особенностями развития. Типы учреждений в системе образования детей с особенностями развития.
23. Взаимодействие с заинтересованными организациями и учреждениями в деятельности социального педагога.
24. Понятие метода в социальной педагогике. Методы индивидуальной и групповой работы, их сущностная характеристика. Диагностические методы в системе деятельности социального педагога, их характеристика.
25. Молодежное и детское движение как фактор социализации. Основные направления работы социального педагога по координации деятельности детских и молодежных формирований
26. Средства массовой информации как фактор и источник социализации. Влияние средств массовой информации на процесс социального воспитания молодежи.
27. Религиозная конфессия как фактор социализации. Благотворительность в Республике Беларусь.
28. Профессионально-этические нормы и принципы деятельности социального педагога. Нравственные качества личности социального педагога. Пути и формы непрерывного совершенствования профессионального мастерства социального педагога.
29. Опыт и практика социальной работы за рубежом (на примере Щвеции).
30. Замещающие семьи. Социально-педагогическое сопровождение замещающих семей.
31. Организация работы по выявлению и оказанию помощи детям в социально опасном положении.
32. Деятельность специалистов социально-педагогической и психологической службы в реализации Декрета Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
33. Основные направления и содержание деятельности социально-педагогических центров и детских социальных приютов на современном этапе.