Тема 4.11 Закономерности и принципы процесса обучения
Характеристика понятия «закономерности обучения». Анализ закономерностей обучения ведущими педагогами-учеными: М.А.Даниловым, М.Н.Скаткиным, И.Я.Лернером, В.В.Краевским, Ю.К.Бабанским, И.Ф.Харламовым и др.
Понятие о принципах и правилах обучения как категории дидактики. Вклад Я.А.Коменского, Ф.А.Дистервега, Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, Л.В.Занкова в теорию обучения, в совершенствование системы дидактических принципов. Нормативные функции принципов обучения. Характеристика принципов обучения.
Наглядность обучения. «Золотое правило дидактики». Я.А.Коменского. Современные психолого-физиологические основы принципа наглядности. Виды наглядности.
Принцип сознательности и активности в обучении. Педагогические приемы организации самостоятельной деятельности учащихся; обучение приемам творческой деятельности. Мотивация учения школьников.
Принцип доступности и посильности как отражение закономерностей возрастного развития. Понятие о развивающем обучении. Идеи Л.В. Занкова об обучении на высоком уровне трудности. Систематичность и последовательность в обучении. Системность как признак научного знания. Необходимость планирования учебной деятельности учителем и учеником.
Принцип прочности, осознанности обучения.
Принцип учета возрастных особенностей в процессе обучения.
Принцип создания положительного эмоционального фона обучения. Роль учителя в создании комфортной психологической обстановки на уроке.
Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся. Взаимосвязь принципов обучения. Идеи и принципы обучения в педагогике сотрудничества.
Тема 4.12 Методы обучения
Понятие о методах обучения. Структура методов обучения. История развития методов обучения. Приемы и средства обучения: природные, технические, символические, простые и сложные. Функции методов обучения.
Различные подходы к классификации методов в современной дидактике. Линейный подход: по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично поисковые, исследовательские); по способам организации упорядоченной учебной деятельности учащихся (методы приобретения новых знаний; методы формирования умений и навыков и применение на практике; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков).
Комплексный подход к классификации методов обучения (по Ю.К. Бабанскому): методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Современные подходы к классификации методов обучения (А.В.Хуторской, В.В.Краевский).
Тема 4.13 Формы организации обучения в современной школе.
Классно-урочная система обучения
Понятие о системах и формах организации обучения. Развитие организационных форм обучения, их характеристика. Индивидуальное и индивидуально-групповое обучение. Формы массового обучения детей (бел-ланкастерская, батавская, мангеймская) и индивидуализированного обучения (дальтон-план, «метод проектов», бригадно-лабораторный метод).
Возникновение и обоснование классно-урочной системы обучения в трудах Я.А.Коменского и К.Д.Ушинского.
Характерные признаки классно-урочной системы. Урок как основная форма обучения. Структура урока. Типы уроков. Обучающая, развивающая и воспитательные цели урока. Требования к современному уроку: воспитательные, дидактические, психологические, гигиенические.
Другие формы организации обучения: учебная экскурсия, факультативные занятия, занятия в учебных мастерских, формы внеклассной учебной работы (предметные кружки, студии, научные общества, олимпиады, конкурсы, поддерживающие и стимулирующие занятия).
Домашняя учебная работа школьников как форма обучения. Формирование у учащихся умений и навыков домашней учебной работы.
Тема 4.14 Диагностика школьной успеваемости.
Учет, проверка и оценка знаний, умений и навыков в современной школе
Понятие об успеваемости школьников и ее учете. Сущность учета знаний. Функции учета и проверки знаний: воспитывающая, контролирующая, обучающая, развивающая, организующая, стимулирующая. Виды учета и контроля знаний: текущий, периодический, тематический, итоговый, самоконтроль.
Методы диагностики и контроля школьной успеваемости. Анализ сущности категорий «контроль», «проверка».
Формы проверки знаний и их педагогическая целесообразность. Педагогические требования к проверке и оценке знаний: объективность, систематичность, регулярность, всесторонность, гласность, мотивированность, использование контроля в интересах всех учащихся с целью обучения, воспитания и развития.
Сущность педагогической оценки школьных достижений. Оценка и отметка. Методика оценивания. Влияние оценки и отметки на развитие личности школьника. Отрицательная оценка (отметка), её последствия. Критерии оценки знаний, умений, навыков по десятибалльной системе в практике современной школы.
Диагностика школьной успеваемости в зарубежных школах.
Тема 4.15 Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в зависимости от типа их нервной системы, стиля учения. Классификация стилей учения. Психологическая сущность обучаемости, ее структура, требования к диагностике
Индивидуальные различия в учебной деятельности. Подход к учащимся с позиции оценки особенностей их нервной системы. Трудности и требования к организации учебной работы учащихся со слабой или инертной нервной системой. Характеристика основных метастилей познания (аналитический и синтетический). Стиль преподавания и стиль учения. Конфликтный стиль учения, пути его преодоления. Понятие обучаемости. Структура обучаемости (по З.И.Калмыковой и А.К.Марковой). Обучаемость и обученность. Комплексность как основное требование диагностики обучаемости.