Неустроенной оказывается жизнь до школы и после школы.
Вместе с тем для отдельных категорий детей со сложным дефектом
Образуются новые службы и виды поддержки, которые могут рассматри-
Ваться как пробная модель, возможная для использования при развитии
Системы. В наиболее продвинутом положении по организации специаль-
Ной помощи некоторым категориям детей со сложными нарушениями
находятся отдельные учреждения в системе Минсоцзащиты РФ.
В детском доме слепоглухих детей (г. Сергиев Посад Московской обл.)
Воспитываются и обучаются дети с комбинированным нарушением зре-
•ния и слуха дошкольного и школьного возраста. Сюда принимаются
Дети со сложным сенсорным нарушением, которые не могут посещать
Детские сады и школы для детей с нарушениями слуха, где обучение ве-
Дется на основе зрительного восприятия, или для детей с нарушениями
Зрения, где обучение ведется на основе слухового восприятия. Возраст
воспитанников от 3 до 18 лет, учреждение рассчитано на 100 детей.
В нем содержатся: полностью слепые и слепые с остаточным зрением
С остротой зрения от светоощущения до 0,04; слабовидящие с остротой
Зрения от 0,05 до 0,2 включительно, с коррекцией стеклами на лучше
Видящем глазу и с более высокой остротой зрения при дополнительных
нарушениях (например, с резким сужением поля зрения) или при небла-
гоприятном прогнозе (например, при синдроме Ушера); глухие, а также
Основы специальной педагогики и психологии
Слабослышащие дети с потерей слуха, при которой ребенок не может вос-
Принимать связную речь на ухо с помощью слуховой аппаратуры.
В последние годы наряду со слепоглухими в детский дом стали при-
Нимать детей с множественными нарушениями, где в качестве компо-
Нента сложного дефекта могут быть нарушения опорно-двигательного
Аппарата, умственная отсталость в легкой степени, аутистические про-
Явления в поведении. Решение о зачислении слепоглухого ребенка при-
Нимается директором детского дома на основе заключения медико-пе-
Дагогической комиссии детского дома или лаборатории содержания
И методов обучения детей со сложной структурой дефекта Института
Коррекционной педагогики РАО после комплексного клшшко-психо-
Лого-педагогического обследования ребенка. Все расходы по обучению,
воспитании и содержанию ребенка в учреждении несет государство.
В детском доме обучаются дети со всей территории России.
Специальные задачи учреждения состоят в формировании познава-
Тельной и практической деятельности детей, формировании простран-
Ственной ориентировки, словесной речи в различных ее формах (дак-
Тильной; письменной —крупным шрифтом, если позволяет остаточное
Зрение учащихся; рельефно-точечной по системе Брайля; устной), вклю-
Чении слепоглухих подростков в социально-бытовое окружение, обуче-
Нии доступной профессии.
Наряду со специальными ставятся общие задачи —общеобразова-
тельная И трудовая подготовка детей, их нравственное воспитание, ум-
Ственное и физическое развитие. Воспитание и обучение проводятся по
учебным планам и программам, разработанным в Институте коррекци-
Онной педагогики и в детском доме, предусматривающим учебные
Занятия в классе (свыше 30 ч в неделю) и внеклассные занятия. Исполь-
Зуются специальные технические средства: звукоусиливающая аппара-
Тура, оптические средства, телетакторы для общения слепоглухих.
Детский дом имеет дошкольное и школьное отделения, учебно-тру-
Довые группы, группы для детей с множественными нарушениями. Пос-
ле окончания школы выпускники могут продолжить свое образование
В вечерних школах слепых или глухих в специальных классах для слепо-
глухих... Серьезной проблемой в новых социально-экономических усло-
Виях стало трудоустройство слепоглухих выпускников. В детском доме
Проводится работа в направлении поисков новых перспективных про-
Филей трудового обучения (изготовление мягкой игрушки, керамика,
Декоративное ткачество и др.).
В детских домах-интернатах Минздрава РФ содержатся в основном
Дети с глубокими поражениями центральной нервной системы, туда
Нередко попадают дети со сложным дефектом. Однако систематиче-
Ской специализированной психолого-педагогической помощи они там
Не получают. В настоящее время возникают попытки группового обу-