Ление моторики рук, развитие координации и дифференциации
движений;
•компенсация недоразвитости эмоционально-волевой сферы де-
тей, формирование самостоятельности, наблюдательности, при-
вычки к трудовым усилиям и целенаправленной деятельности;
•коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности;
•формирование уверенности в себе, развитие личностного потен-
циала, повышение самооценки;
•формирование определенных (доступных ребенку) трудовых на-
выков;
•расширение представлений об окружающем мире, о различных
Материалах, способах их обработки, повышение познавательной
активности детей;
•воспитание любви к труду как форме существования человека,
Формирование эстетического воспитания окружающего мира
и жизни;
•подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии со
Своими возможностями и способностями, адекватная оценка сво-
Их достоинств и недостатков, уровня своих притязаний.
Для решения этих задач необходимы следующие условия:
•эмоциональный фон:
•спокойный доверительный тон;
•полное отсутствие отрицательных оценок;
•сравнение результатов работы ребенка только с его личными
достижениями, а не с достижениями других детей;
Глава 9. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата 235
•соблюдение для каждого ребенка его индивидуального ритма
работы;
•необходимость найти для каждого ребенка дело, доступное для
выполнения и интересное ему;
•формирование у ребенка уверенности в себе, чувства полноцен-
ности:
•необходимо избегать упоминаний о болезни;
•не использовать терминов ≪больная, слабая, неумелая≫ рука,
только ≪правая≫ и ≪левая≫ рука;
•нельзя открыто проявлять чувство жалости к ребенку;
•необходимо оказывать ребенку некоторую помощь в выполне-
нии задания, главное —научить ребенка доступным ему при-
емам работы;
•постоянно и систематически включать ребенка в процесс са-
Мооценки, что способствует формированию фактора самовос-
Питания.
Чтобы работать с такими детьми, педагог должен обладать огром-
ным терпением, действовать в соответствии с принципом ≪пошагово-
го≫ обучения, который предполагает длительную отработку каждого
Мельчайшего компонента трудового процесса. Очень важно, чтобы
неудачи не отпугивали ребенка, а его работа над заданием укрепляла
Его уверенность в своих силах.
Методом социальной адаптации детей с детскими церебральными
Параличами является также и творческая реабилитация.
В вопросе воспитания, развития и обучения детей с церебральными
параличами сегодня на первый план выходит социальная адаптация.
Главной ее задачей становится приспособление ребенка к жизни, ак-
Тивизация резервных и компенсаторных способностей, и конечной
Целью выступает интеграция в обществе детей с церебральными пара-
Личами.
Под социальной адаптацией понимается возможность привести ин-
Дивидуальное сознание в соответствие с нормами и принципами, гос-
Подствующими в социальной группе. По существу —это обучение
Общению. Таким образом, общение является главным инструментом
Социальной адаптации. Общение —один из основных факторов пси-
Хического развития человека.
Л. С. Выготский утверждал: ≪Всякий телесный недостаток —будь
То слепота, глухота, паралич или умственная отсталость —вызывает
Основы специальной педагогики и психологии
Как бы социальный вывих. Такой ребенок с первых дней рождения,
Как только замечается в нем этот недостаток, даже в собственной семье
Приобретает особую социальную позицию. Специфическими услови-
Ями развития и отклонения личности чаще всего является неправиль-
ное воспитание, ограничение деятельности и общения≫.
Формирование коммуникативных навыков составляет важнейшее
Звено в развитии ребенка, в его адаптации в обществе.
Современные исследования психологии и педагогики говорят о том,
Что творческое начало есть в каждом человеке вне зависимости от
Возраста, деятельности, врожденных способностей. Одна из основ-
Ных идей теории психологической природы творчества и воображе-
Ния русского и советского психолога Л. С. Выготского связана с утверж-
дением творческого характера деятельности человека. ≪Зародыш
Творческого воображения, —пишет Л. С. Выготский, —проявляется в
играх животных. Что же говорит о детях! Игра —это не просто воспо-