Ление моторики рук, развитие координации и дифференциации

движений;

•компенсация недоразвитости эмоционально-волевой сферы де-

тей, формирование самостоятельности, наблюдательности, при-

вычки к трудовым усилиям и целенаправленной деятельности;

•коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности;

•формирование уверенности в себе, развитие личностного потен-

циала, повышение самооценки;

•формирование определенных (доступных ребенку) трудовых на-

выков;

•расширение представлений об окружающем мире, о различных

Материалах, способах их обработки, повышение познавательной

активности детей;

•воспитание любви к труду как форме существования человека,

Формирование эстетического воспитания окружающего мира

и жизни;

•подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии со

Своими возможностями и способностями, адекватная оценка сво-

Их достоинств и недостатков, уровня своих притязаний.

Для решения этих задач необходимы следующие условия:

•эмоциональный фон:

•спокойный доверительный тон;

•полное отсутствие отрицательных оценок;

•сравнение результатов работы ребенка только с его личными

достижениями, а не с достижениями других детей;

Глава 9. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата 235

•соблюдение для каждого ребенка его индивидуального ритма

работы;

•необходимость найти для каждого ребенка дело, доступное для

выполнения и интересное ему;

•формирование у ребенка уверенности в себе, чувства полноцен-

ности:

•необходимо избегать упоминаний о болезни;

•не использовать терминов ≪больная, слабая, неумелая≫ рука,

только ≪правая≫ и ≪левая≫ рука;

•нельзя открыто проявлять чувство жалости к ребенку;

•необходимо оказывать ребенку некоторую помощь в выполне-

нии задания, главное —научить ребенка доступным ему при-

емам работы;

•постоянно и систематически включать ребенка в процесс са-

Мооценки, что способствует формированию фактора самовос-

Питания.

Чтобы работать с такими детьми, педагог должен обладать огром-

ным терпением, действовать в соответствии с принципом ≪пошагово-

го≫ обучения, который предполагает длительную отработку каждого

Мельчайшего компонента трудового процесса. Очень важно, чтобы

неудачи не отпугивали ребенка, а его работа над заданием укрепляла

Его уверенность в своих силах.

Методом социальной адаптации детей с детскими церебральными

Параличами является также и творческая реабилитация.

В вопросе воспитания, развития и обучения детей с церебральными

параличами сегодня на первый план выходит социальная адаптация.

Главной ее задачей становится приспособление ребенка к жизни, ак-

Тивизация резервных и компенсаторных способностей, и конечной

Целью выступает интеграция в обществе детей с церебральными пара-

Личами.

Под социальной адаптацией понимается возможность привести ин-

Дивидуальное сознание в соответствие с нормами и принципами, гос-

Подствующими в социальной группе. По существу —это обучение

Общению. Таким образом, общение является главным инструментом

Социальной адаптации. Общение —один из основных факторов пси-

Хического развития человека.

Л. С. Выготский утверждал: ≪Всякий телесный недостаток —будь

То слепота, глухота, паралич или умственная отсталость —вызывает

Основы специальной педагогики и психологии

Как бы социальный вывих. Такой ребенок с первых дней рождения,

Как только замечается в нем этот недостаток, даже в собственной семье

Приобретает особую социальную позицию. Специфическими услови-

Ями развития и отклонения личности чаще всего является неправиль-

ное воспитание, ограничение деятельности и общения≫.

Формирование коммуникативных навыков составляет важнейшее

Звено в развитии ребенка, в его адаптации в обществе.

Современные исследования психологии и педагогики говорят о том,

Что творческое начало есть в каждом человеке вне зависимости от

Возраста, деятельности, врожденных способностей. Одна из основ-

Ных идей теории психологической природы творчества и воображе-

Ния русского и советского психолога Л. С. Выготского связана с утверж-

дением творческого характера деятельности человека. ≪Зародыш

Творческого воображения, —пишет Л. С. Выготский, —проявляется в

играх животных. Что же говорит о детях! Игра —это не просто воспо-

Наши рекомендации