Надлежит экзогенно-органическим факторам. Это различные небла-
Гоприятные воздействия на ЦНС и на весь организм в целом: инфек-
Ции, интоксикациии, травмы. В зависимости от времени воздействия
Этих факторов выделяют внутриутробную, или перинатальную, по-
Вреждения при родах, или натальную. И воздействие различных вред-
Ных факторов после рождения —постнатальная патология.
Ведущее место в перинатальной патологии занимают асфиксия и ро-
Довая травма, кислородное голодание и внутричерепное кровоизли-
Яние приводят к гибели нервных клеток, при этом могут захватывать
И речевые зоны головного мозга, что влечет за собой нарушения кор-
Кового генеза —алалию. У недоношенных детей в результате слабости
Сосудистых клеток внутричерепные кровоизлияния возникают осо-
Бенно легко.
Если поражение мозга локализовано в области структур речедвига-
Тельного механизма, то возникает дизартрия.
При иммунологической несовместимости крови матери и плода,
Когда антитела вызывают распад эритроцитов плода и выделяется
Токсичный непрямой билирубин, происходит поражение корковых от-
Делов, слуховых ядер. Это может приводить к специфическим нару-
Шениям звукопроизносительной стороны речи в сочетании с нару-
Шениями слуха.
При внутриутробных поражениях мозга отмечаются самые тяжелые
речевые нарушения. Они зачастую сочетаются с другими дефектами:
Слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. Внутриут-
Робные поражения мозга могут вызвать следующие заболевания мате-
Ри: краснуха, цитомегалия, токсоплазмоз, вирусные инфекции.
Наиболее тяжелые отмечаются в первом триместре беременности,
А также во время всего переода эмбриогенеза, т. е. от 4 недель до 4 ме-
Сяцев. На поздних стадиях беременности патологические воздействия
Не вызывают тяжелых пороков развития, а ведут к задержке созрева-
Ния нервной системы, к нарушению миелинизации ее структуры.
Глава 8, Логопедия и логопсихология 197
В первом случае мы наблюдаем асимметрию черепа, аномалии нёба
(высокое ≪готическое≫, уплощенное, раздвоенная губа, открытая ри-
Нолалия, микрогнатия, прогнатия).
Нарушение внутриутробного развития плода —эмбриопатия часто
Связана с вирусными инфекциями, лекарственными препаратами, ра-
Диацией, алкоголизмом, курением.
Токсикозы беременности, недоношенность, недлительная асфиксия
Вызывают минимальные органические поражения мозга. При этом
Ярко выражена возрастная незрелость высших корковых функций.
Это влечет за собой своеобразное отставание в развитии речи, растор-
Моженность, моторные нарушения, недостаточность внимания, памя-
Ти, пространственно-временных представлений и пр.
ММД —минимальная мозговая дисфункция проявляется на пер-
Вом году жизни. У младенцев наблюдаются легкие нарушения мы-
Шечного тонуса, они не мешают активным движениям, но отличаются
Стойкостью, непроизвольные движения в виде тремора, общих вздра-
Гиваний, задержки сенсомоторного развития, особенно зрительно-мо-
Торной координации.
Речевые нарушения возникают чаще у лиц мужского пола. Давно
Известно, что левое полушарие осуществляет в основном речевую функ-
Цию, а правое —зрительно-пространственный гнозис. У мальчиков
Быстрее, чем у девочек, развивается правое полушарие. У девочек, на-
Оборот, левое, в связи с чем у них отмечаются более ранние сроки ре-
Чевого развития. Кроме того, у них раньше формируется более вы-
Раженное межполушарное взаимодействие, что способствует лучшей
Компенсации мозговых повреждений.
Определенное значение в этиологии речевых нарушений имеют
Наследственные факторы, часто они являются предрасполагающими
Условиями, которые реализуются в речевую патологию под влиянием
даже незначительных факторов. Ринолалия —30 %, заикание —17,5 %,
Нарушения письменной речи —дислексия, дисграфия.
Наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы обус-
Ловлены изменениями в генетической информации. В их основе лежат
Генные мутации, ведущие к нарушению синтеза белков или ферментов,
Что вызывает различные нарушения. Синдромы речевых расстройств на-
Блюдаются при многих наследственно обусловленных заболеваниях об-
Мена веществ. Первым признаком нарушенного нервно-психического
Развития ребенка часто являются речевые нарушения. Специфические