Каковы же причины возникновения речевых нарушении?

Среди последних можно выделить:

•ухудшение экологической обстановки;

•йодо- и фтор-дефицитность;

•увеличение числа патологий беременности;

•увеличение количества родовых травм;

•ослабление здоровья детей и рост детской заболеваемости;

•различные социальные причины.

Хотелось бы отдельно остановиться на социальных причинах появ-

Ления речевых нарушений. Прежде всего следует отметить снижение

Уровня языковой культуры общества в целом. Наши дети зачастую

Слышат вокруг себя не только неправильно оформленную речь, но

И далеко не литературные выражения. В некоторых случаях оставляет

желать лучшего содержание и речевое оформление программ телеви-

Дения и видеокассет.

Неправильное речевое окружение и воспитание также могут являть-

Ся причиной возникновения у детей дефектов речи (по типу искаже-

Ния). При таком положении вещей маленький ребенок не в состоянии

Воспринять языковую норму родного языка, артикуляционные укла-

Ды звуков слышимой речи, у него формируется неправильное пли

Неточное восприятие речевых звуков. А это, в свою очередь, приво-

Дит к появлению дефектов звукопроизношения.

Глава 8. Логопедия и логопсихология HJ5

Нарушения звуковой культуры речи, возникшие в дошкольном

Возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторич-

Ных нарушений речи: недоразвитие фонематического слуха, задержан-

Ное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа

Слов, обеднение словаря ребенка, нарушение грамматического строя

Родной речи. Любое нарушение речи в той или иной степени может

Отразиться на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так

Важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять вни-

Мание ее чистоте и правильности

Также развитие речи ребенка задерживается и нарушается при не-

Благоприятных условиях: отсутствие эмоционально положительного

Окружения, излишний шум, психические травмы, длительная психо-

Травмирующая ситуация в семье. Это приводит к возникновению му-

Тизма,невротического заикания.

Таким образом, любое общее или нервно-психическое заболевание на

Первых годах жизни сопровождается нарушением речевого развития.

Поэтому разграничиваются дефекты формирования и дефекты сформи-

Рованной речи, считая 3-летний возраст их условным подразделением.

Выделяют 3 критических периода в развитии речи:

Первый период —1-2 года —формируются предпосылки речи

И начинается речевое развитие, складываются основы коммуникатив-

Ного поведения и движущей силой становится потребность в общении.

В это время происходит наиболее интенсивное развитие корковых

Речевых зон, в частности зоны Брока. Критическим моментом счита-

Ется возраст 14-18 месяцев.'Даже незначительные неблагоприятные

Факторы могут отразиться на развитии речи.

Второй период —3 года —момент интенсивного развития связ-

Ной речи. Переход от ситуативной речи к контекстной требует боль-

Шой согласованности в работе ЦНС, речедвигательного механизма,

Внимания, памяти, произвольности и др. Некоторая рассогласованность

В работе ЦНС, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приво-

Дит к изменению поведения. Наблюдаются упрямство, негативизм.

Это определяет большую ранимость речевой системы. Могут возник-

Нуть заикание, мутизм, отставание речевого развития. Ребенок отка-

Зывается от речевого общения, выказывает протест на завышенные

к нему требования.

Если на этом этапе возникло заикание, то оно может быть обуслов-

Лено и возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев

Речевой функциональной системы и различных психических функ-

Ций. Иногда их называют эврлютивными, т. е. связанными с возраст-

Ной фазой развития.

7*

Основы специальной педагогики и психологии

Третий период —6-7 лет —начало развития письменной речи.

Возрастает нагрузка на ЦНС. При предъявлении повышенных требо-

Ваний могут происходить срывы нервной деятельности и возникает

Заикание.

Критические периоды развития речи играют роль предрасполага-

ющих условий, могут иметь самостоятельное значение и сочетаться с дру-

Гими неблагоприятными факторами: генетическими, общей ослаблен-

Ностью, дисфункцией нервной системы и т. д.

И все же в возникновении речевых расстройств большая роль при-

Наши рекомендации