Так и сурдопедагогов. Созданные ими педагогические классификации
Адресованы учителю и направлены на обоснование различных подхо-
Дов к обучению лиц с недостатками слуха, а медицинские классифи-
Кации имеют своей целью дать оториноларингологам ориентиры для
Проведения лечения и профилактики заболеваний, ведущих к нару-
Шениям слуха.
В основе некоторых классификаций лежит как способность ребен-
Ка с потерей слуха воспринимать речь на том или ином расстоянии от
Говорящего, так и критерии громкости в децибелах. Имеется, напри-
мер, классификация для школы (табл. 3).
Таблица 3
Классификация видов школ для детей с пониженным слухом
Понижение слуха (дБ)
35-40
40-60
60-90
Свыше 90
Вид школы
Нормальная школа без слуховых аппаратов,
Первая парта
Нормальная школа с употреблением слуховых
Аппаратов
Школа для слабослышащих с употреблением
Слуховых аппаратов
Школа для глухих
Для определения уровня восприятия разговорной и шепотной речи
существует таблица, построенная на пересчете данных тональной
аудиометрии (табл. 4).
Основы специальной педагогики и психологии
Таблица 4
Определение уровня восприятия разговорной
И шепотной речи
Расстояние, с которого
Воспринимается речь (м)
Разговорная
Норма
4-5
2-4
1-2
0,25-1
У ушной раковины
Шепотная
Норма
0,5-0,8
0,25-0,5
0,25-0,5
У ушной раковины
Не слышит
Потеря слуха (дБ)
До 35
35^45
45-50
50-60
Признавая важность медицинских классификаций нарушений слу-
Ха, сурдопедагоги всегда считали нужным подчеркивать необходи-
Мость психолого-педагогических классификаций, обеспечивающих
Вслед за адекватным диагностическим определением наблюдаемого
У ребенка состояния слуховой функции наиболее реальный выбор кор-
Ригирующих методик его обучения.
Применив учение Л. С. Выготского о сложной структуре развития
Аномальных детей, в котором взаимодействуют факторы первичные
И факторы вторичные, Р. М. Боскис разработала классификацию, пред-
Ложив новые критерии, учитывающие своеобразия развития детей
С нарушенным слухом: степень поражения слуховой функции, уровень
Развития речи при данной степени поражения слуховой функции, вре-
Мя возникновения нарушения слуха.
Основой для этой классификации являются следующие положения.
Деятельность нарушенного слухового анализатора у ребенка от-
Личается от деятельности нарушенного слухового анализатора
У взрослого.
Взрослый к моменту наступления нарушения слуха имеет сфор-
Мированную словесную речь, словесное мышление, представляет
Собой сформировавшуюся личность. Нарушения слуха у него — в первую очередь препятствие для общения с опорой на слух.
У ребенка нарушения слуха влияет на весь ход его психического
И речевого развития, приводит к возникновению целого ряда вто-
Глава 7. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями 143
Ричных нарушений (нарушение развития мышления, речи, по-
Знавательной деятельности).
Большое значение имеет учет взаимозависимости слуха и речи: чем
Выше уровень развития речи у ребенка, тем больше возможностей ис-
Пользования остаточного слуха.
Критерием оценки нарушения слуховой функции у ребенка явля-
Ется возможность использования остаточного слуха для развития
Речи. Критерием отграничения детей с частичным нарушением слуха
От глухих детей является возможность использования слуха в обще-
Нии и развития речи при данном состоянии слуха. По этому критерию
Проводится разграничение тугоухости и глухоты.
Глухота —это стойкая потеря слуха, при которой невозможно само-
Стоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже
На самом близком расстоянии от уха. При этом сохраняются остатки
Слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки, некото-
Рые звуки речи на близком расстоянии. Это не только снижение слуха
Выше 80 дБ, но и потеря или снижение слуха на различных частотах.
Тугоухость —стойкое понижение слуха, при котором возможны са-
Мостоятельное накопление минимального речевого запаса на осно-
Ве сохранившихся остатков слуха, восприятие обращенной речи хотя
Бы на самом близком расстоянии от ушной раковины.
Степень и характер речевого развития при нарушениях слуха обус-
Ловлены рядом причин: степенью нарушения слуха; временем возник-
Новения слухового нарушения; педагогическими условиями развития
Ребенка после наступления нарушения слуха; индивидуальными осо-
Бенностями ребенка.