Так и сурдопедагогов. Созданные ими педагогические классификации

Адресованы учителю и направлены на обоснование различных подхо-

Дов к обучению лиц с недостатками слуха, а медицинские классифи-

Кации имеют своей целью дать оториноларингологам ориентиры для

Проведения лечения и профилактики заболеваний, ведущих к нару-

Шениям слуха.

В основе некоторых классификаций лежит как способность ребен-

Ка с потерей слуха воспринимать речь на том или ином расстоянии от

Говорящего, так и критерии громкости в децибелах. Имеется, напри-

мер, классификация для школы (табл. 3).

Таблица 3

Классификация видов школ для детей с пониженным слухом

Понижение слуха (дБ)

35-40

40-60

60-90

Свыше 90

Вид школы

Нормальная школа без слуховых аппаратов,

Первая парта

Нормальная школа с употреблением слуховых

Аппаратов

Школа для слабослышащих с употреблением

Слуховых аппаратов

Школа для глухих

Для определения уровня восприятия разговорной и шепотной речи

существует таблица, построенная на пересчете данных тональной

аудиометрии (табл. 4).

Основы специальной педагогики и психологии

Таблица 4

Определение уровня восприятия разговорной

И шепотной речи

Расстояние, с которого

Воспринимается речь (м)

Разговорная

Норма

4-5

2-4

1-2

0,25-1

У ушной раковины

Шепотная

Норма

0,5-0,8

0,25-0,5

0,25-0,5

У ушной раковины

Не слышит

Потеря слуха (дБ)

До 35

35^45

45-50

50-60

Признавая важность медицинских классификаций нарушений слу-

Ха, сурдопедагоги всегда считали нужным подчеркивать необходи-

Мость психолого-педагогических классификаций, обеспечивающих

Вслед за адекватным диагностическим определением наблюдаемого

У ребенка состояния слуховой функции наиболее реальный выбор кор-

Ригирующих методик его обучения.

Применив учение Л. С. Выготского о сложной структуре развития

Аномальных детей, в котором взаимодействуют факторы первичные

И факторы вторичные, Р. М. Боскис разработала классификацию, пред-

Ложив новые критерии, учитывающие своеобразия развития детей

С нарушенным слухом: степень поражения слуховой функции, уровень

Развития речи при данной степени поражения слуховой функции, вре-

Мя возникновения нарушения слуха.

Основой для этой классификации являются следующие положения.

Деятельность нарушенного слухового анализатора у ребенка от-

Личается от деятельности нарушенного слухового анализатора

У взрослого.

Взрослый к моменту наступления нарушения слуха имеет сфор-

Мированную словесную речь, словесное мышление, представляет

Собой сформировавшуюся личность. Нарушения слуха у него — в первую очередь препятствие для общения с опорой на слух.

У ребенка нарушения слуха влияет на весь ход его психического

И речевого развития, приводит к возникновению целого ряда вто-

Глава 7. Особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями 143

Ричных нарушений (нарушение развития мышления, речи, по-

Знавательной деятельности).

Большое значение имеет учет взаимозависимости слуха и речи: чем

Выше уровень развития речи у ребенка, тем больше возможностей ис-

Пользования остаточного слуха.

Критерием оценки нарушения слуховой функции у ребенка явля-

Ется возможность использования остаточного слуха для развития

Речи. Критерием отграничения детей с частичным нарушением слуха

От глухих детей является возможность использования слуха в обще-

Нии и развития речи при данном состоянии слуха. По этому критерию

Проводится разграничение тугоухости и глухоты.

Глухота —это стойкая потеря слуха, при которой невозможно само-

Стоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи даже

На самом близком расстоянии от уха. При этом сохраняются остатки

Слуха, позволяющие воспринимать громкие неречевые звуки, некото-

Рые звуки речи на близком расстоянии. Это не только снижение слуха

Выше 80 дБ, но и потеря или снижение слуха на различных частотах.

Тугоухость —стойкое понижение слуха, при котором возможны са-

Мостоятельное накопление минимального речевого запаса на осно-

Ве сохранившихся остатков слуха, восприятие обращенной речи хотя

Бы на самом близком расстоянии от ушной раковины.

Степень и характер речевого развития при нарушениях слуха обус-

Ловлены рядом причин: степенью нарушения слуха; временем возник-

Новения слухового нарушения; педагогическими условиями развития

Ребенка после наступления нарушения слуха; индивидуальными осо-

Бенностями ребенка.

Наши рекомендации