Блюдается наплыв учащихся с проблемами психического развития
(главным образом интеллектуального и речевого) в массовую школу,
Вследствие чего она превратилась в полифункциональную: не только
Обучающую, воспитывающую, развивающую, но и в психокоррекци-
Онную, оздоровительную.
Глава 6. Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) 129
Система коррекционно-развивающего обучения —форма диффе-
ренциации образования, позволяющая решать задачи современной ак-
Тивной помощи детям с трудностями в обучении и в адаптации к шко-
Ле. Эта форма дифференциации возможна при обычной традиционной
Организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна
При создании специальных классов коррекционно-развивающего обу-
Чения. Они позволяют обеспечить оптимальные педагогические усло-
Вия для детей с трудностями в обучении и проблемами в соматиче-
Ском и нервно-психическом здоровье. Именно в этих классах возможно
Последовательное взаимодействие диагностико-консультативного,
Коррекционно-развивающего, учебно-профилактического и социаль-
Но-трудового направлений деятельности.
Отметим особенности обучения в классах коррекции. Каждый урок
Является продолжением предыдущего. Если отобрать главные вопро-
Сы темы и повторять их на каждом уроке, то к итоговому занятию все
Ребята усвоят тему. Многократное повторение основного материала — один из приемов работы. Оптимальны и репродуктивные методы, т. к.
Они позволяют детям увидеть главное в изучаемом материале, систе-
Матизировать, повторять по шаблону.
Рис. 4. Развивающие упражнения для мелкой моторики дошкольников с ЗПР
5-2203
Основы специальной педагогики и психологии
Необходимо помнить, что детям из класса коррекции необходим
период ≪вживания≫ в материал. Нельзя их торопить. Надо учитывать
Низкую скорость чтения, счета и письма. Важно помнить, что ученики
Не в состоянии пересказывать даже понятый ими материал, поэтому
Приходится учить их всему: слушать, пересказывать и т. д. Педагог
Обязан вселять детям веру в то, что они обязательно поймут и запом-
Нят материал. Для лучшего запоминания чаще предлагаются однотип-
ные задания (одно —решили с учителем, другое —сообща с классом,
Третье —каждый индивидуально). Излагать материал надо маленьки-
Ми дозами, каждую из них закреплять повторением, констатацией ска-
Занного, решением проблемного вопроса; 2-3 дозы изучаемого мате-
Риала связывать кратким пересказом. Учитель, работающий в классе
коррекции, должен научиться придумывать задания, идущие от про-
Стого к сложному, не гнаться за обилием новой информации, уметь из
Изучаемого выбрать главное, доступно изложить его, повторить и за-
Крепить. Главная составляющая работы —общение. Не сумеет учитель
Расположить к себе ребят, не получит и результатов обучения.
Особенностью работы в классе коррекции является организация
самостоятельной деятельности учащихся. Выполнение любого учеб-
ного задания первоначально планируется, а затем предлагается имен-
но как самостоятельное. Помощь включается только тогда, когда уче-
ник оказывается не в состоянии выполнить задание самостоятельно.
Сама помощь при этом дозируется и оказание ее происходит по прин-
Ципу от минимальной к максимальной. Целью такой организации ста-
новятся: помощь ребенку в выполнении задания, уяснение, насколь-
Ко он чувствителен к этой помощи, принимает ли ее. Формы и виды
Помощи могут быть самыми разными. По форме следует различать
Помощь фронтальную (обращенную ко всему классу) и индивидуаль-
Но направленную (каждому конкретному ученику). Среди видов по-
мощи условно можно выделить три основных:
1) стимулирующая;
2) направляющая;
Обучающая.
Стимулирующий вид помощи происходит тогда, когда ученик не
включается в работу после получения задания или когда работа завер-
Шена, но выполнена неправильно. В первом случае учитель подходит
К ученику и помогает ему организовать себя, ободряет, вселяет уве-
Ренность в его способность справиться с работой. Во втором —он ука-
Зывает на наличие ошибки в работе и необходимость проверки реше-
Глава 6. Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) 13^
Ний. Направляющая помощь предусматривается в случае, когда уче-
Ник затрудняется сделать первый шаг и выполнить последующие дей-