Блюдается наплыв учащихся с проблемами психического развития

(главным образом интеллектуального и речевого) в массовую школу,

Вследствие чего она превратилась в полифункциональную: не только

Обучающую, воспитывающую, развивающую, но и в психокоррекци-

Онную, оздоровительную.

Глава 6. Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) 129

Система коррекционно-развивающего обучения —форма диффе-

ренциации образования, позволяющая решать задачи современной ак-

Тивной помощи детям с трудностями в обучении и в адаптации к шко-

Ле. Эта форма дифференциации возможна при обычной традиционной

Организации учебно-воспитательного процесса, но более эффективна

При создании специальных классов коррекционно-развивающего обу-

Чения. Они позволяют обеспечить оптимальные педагогические усло-

Вия для детей с трудностями в обучении и проблемами в соматиче-

Ском и нервно-психическом здоровье. Именно в этих классах возможно

Последовательное взаимодействие диагностико-консультативного,

Коррекционно-развивающего, учебно-профилактического и социаль-

Но-трудового направлений деятельности.

Отметим особенности обучения в классах коррекции. Каждый урок

Является продолжением предыдущего. Если отобрать главные вопро-

Сы темы и повторять их на каждом уроке, то к итоговому занятию все

Ребята усвоят тему. Многократное повторение основного материала — один из приемов работы. Оптимальны и репродуктивные методы, т. к.

Они позволяют детям увидеть главное в изучаемом материале, систе-

Матизировать, повторять по шаблону.

Рис. 4. Развивающие упражнения для мелкой моторики дошкольников с ЗПР

5-2203

Основы специальной педагогики и психологии

Необходимо помнить, что детям из класса коррекции необходим

период ≪вживания≫ в материал. Нельзя их торопить. Надо учитывать

Низкую скорость чтения, счета и письма. Важно помнить, что ученики

Не в состоянии пересказывать даже понятый ими материал, поэтому

Приходится учить их всему: слушать, пересказывать и т. д. Педагог

Обязан вселять детям веру в то, что они обязательно поймут и запом-

Нят материал. Для лучшего запоминания чаще предлагаются однотип-

ные задания (одно —решили с учителем, другое —сообща с классом,

Третье —каждый индивидуально). Излагать материал надо маленьки-

Ми дозами, каждую из них закреплять повторением, констатацией ска-

Занного, решением проблемного вопроса; 2-3 дозы изучаемого мате-

Риала связывать кратким пересказом. Учитель, работающий в классе

коррекции, должен научиться придумывать задания, идущие от про-

Стого к сложному, не гнаться за обилием новой информации, уметь из

Изучаемого выбрать главное, доступно изложить его, повторить и за-

Крепить. Главная составляющая работы —общение. Не сумеет учитель

Расположить к себе ребят, не получит и результатов обучения.

Особенностью работы в классе коррекции является организация

самостоятельной деятельности учащихся. Выполнение любого учеб-

ного задания первоначально планируется, а затем предлагается имен-

но как самостоятельное. Помощь включается только тогда, когда уче-

ник оказывается не в состоянии выполнить задание самостоятельно.

Сама помощь при этом дозируется и оказание ее происходит по прин-

Ципу от минимальной к максимальной. Целью такой организации ста-

новятся: помощь ребенку в выполнении задания, уяснение, насколь-

Ко он чувствителен к этой помощи, принимает ли ее. Формы и виды

Помощи могут быть самыми разными. По форме следует различать

Помощь фронтальную (обращенную ко всему классу) и индивидуаль-

Но направленную (каждому конкретному ученику). Среди видов по-

мощи условно можно выделить три основных:

1) стимулирующая;

2) направляющая;

Обучающая.

Стимулирующий вид помощи происходит тогда, когда ученик не

включается в работу после получения задания или когда работа завер-

Шена, но выполнена неправильно. В первом случае учитель подходит

К ученику и помогает ему организовать себя, ободряет, вселяет уве-

Ренность в его способность справиться с работой. Во втором —он ука-

Зывает на наличие ошибки в работе и необходимость проверки реше-

Глава 6. Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) 13^

Ний. Направляющая помощь предусматривается в случае, когда уче-

Ник затрудняется сделать первый шаг и выполнить последующие дей-

Наши рекомендации