Нии. В частности, было установлено, что при олигофрении относи-
Тельно лучше развита механическая память и хуже —способность
К систематизации и логика. При задержке развития, несмотря на не-
Которое недоразвитие исследуемых психических свойств, общий уро-
Вень выше, чем при олигофрении, и более сохранны самые сложные
Функции (абстрактное мышление).
Н. И. Озерецкий (1938) установил, что в замедленном темпе разви-
Тия потенциальные возможности значительно выше, чем при олиго-
Френии, и их реализация зависит от правильной организации педаго-
Гической и воспитательной работы с детьми.
Для выделения детей с ЗПР существуют различные приемы. В за-
Рубежных странах широко распространены психометрические методы
Оценки уровня интеллектуального развития, на которых основывают-
Ся существующие группировки интеллектуальной недостаточности.
W. Stern (1920) описывает на этом основании группу ≪спорных
дебилов≫. L. Schenk-Danzlnger (1954) выделяет ≪пограничных деби-
лов≫ среди детей с интеллектуальным коэффициентом (IQ) в обла-
Сти 60-90 единиц.
В английском школьном законодательстве отражена группировка
С. Burt (1955), по которой при легких отклонениях (IQ—интеллек-
Туальный коэффициент —равен 85-70 единиц) имеет место backwardness
(≪школьная отсталость≫) или mental dullness (≪умственная ту-
пость≫). Срок обучения детей со школьной отсталостью удлинен на
Года.
По Д. Векслеру (1965) следует различать слабый интеллект (IQ
Равен 90-80 единиц) и пограничные случаи слабоумия (IQ равен 80-
Единиц). В градации интеллектуальной недостаточности, принятой
В 1959 году американской ассоциацией психиатров, выделена погра-
Ничная умственная отсталость (IQ равен 86-68 единиц). Однако ре-
Зультаты тестовых исследований в значительной мере зависят от со-
Циокультурного влияния (Т. А. Власова, 1968, Д. Е. Мелехов, 1970,
И др.) и могут быть использованы лишь как вспомогательный метод
(Д. Н. Исаев и Л. И. Лычагина, 1971).
Основы специальной педагогики и психологии
В настоящее время широко используется следующее определе-
Ние ЗПР.
Задержка психического развития —это замедление темпа развития
Психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего за-
Паса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интере-
Сов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
ЗПР является пограничным состоянием между нормой и умствен-
Ной отсталостью. Это понятие, которое говорит не о стойком, необра-
Тимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое
Чаще обнаруживается у ребенка при поступлении в школу. В отличие
От детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообрази-
Тельны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктив-
Ны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый
план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (раз-
личные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере
Будут выражены нерезко, в других случаях, наоборот, будет преобла-
Дать замедление развития интеллектуальной сферы.
Незрелость эмоциональной сферы и недоразвитие познавательной
Деятельности будут иметь и свои качественные особенности, обуслов-
Ленные типом данной аномалии развития.
В этиологии ЗПР играют роль конституционные факторы, хрони-
Ческие соматические заболевания, длительные неблагоприятные усло-
Вия воспитания и, главным образом, органическая недостаточность
Нервной системы. Т. А. Власова и М. С. Певзнер при систематике ЗПР
различают две ее основные формы:
ЗПР, обусловленная психическим и психофизическим инфанти-
Лизмом (неосложненным и осложненным недоразвитием позна-
Вательной деятельности и речи, где основное место занимает не-
доразвитие эмоционально-волевой сферы);
ЗПР, обусловленная длительными астеническими и церебрасте-
Ническими состояниями.
Переходя к современным представлениям о ЗПР, следует вновь
Подчеркнуть чрезвычайную актуальность изучения этой группы не-
Успевающих младших школьников.
Г. А. Победоносцев отмечает приблизительно у 80 % неуспевающих
Детей общую соматическую ослабленность, т. е. указывает на объек-
Тивные трудности, обусловленные состоянием самих школьников.
В постановлении сессии Академии медицинских наук СССР (1971)
подчеркивалось, что 20-25 % учащихся, дублирующих отдельные клас-
Сы начальной школы, не успевают именно по состоянию здоровья.