Нии. В частности, было установлено, что при олигофрении относи-

Тельно лучше развита механическая память и хуже —способность

К систематизации и логика. При задержке развития, несмотря на не-

Которое недоразвитие исследуемых психических свойств, общий уро-

Вень выше, чем при олигофрении, и более сохранны самые сложные

Функции (абстрактное мышление).

Н. И. Озерецкий (1938) установил, что в замедленном темпе разви-

Тия потенциальные возможности значительно выше, чем при олиго-

Френии, и их реализация зависит от правильной организации педаго-

Гической и воспитательной работы с детьми.

Для выделения детей с ЗПР существуют различные приемы. В за-

Рубежных странах широко распространены психометрические методы

Оценки уровня интеллектуального развития, на которых основывают-

Ся существующие группировки интеллектуальной недостаточности.

W. Stern (1920) описывает на этом основании группу ≪спорных

дебилов≫. L. Schenk-Danzlnger (1954) выделяет ≪пограничных деби-

лов≫ среди детей с интеллектуальным коэффициентом (IQ) в обла-

Сти 60-90 единиц.

В английском школьном законодательстве отражена группировка

С. Burt (1955), по которой при легких отклонениях (IQ—интеллек-

Туальный коэффициент —равен 85-70 единиц) имеет место backwardness

(≪школьная отсталость≫) или mental dullness (≪умственная ту-

пость≫). Срок обучения детей со школьной отсталостью удлинен на

Года.

По Д. Векслеру (1965) следует различать слабый интеллект (IQ

Равен 90-80 единиц) и пограничные случаи слабоумия (IQ равен 80-

Единиц). В градации интеллектуальной недостаточности, принятой

В 1959 году американской ассоциацией психиатров, выделена погра-

Ничная умственная отсталость (IQ равен 86-68 единиц). Однако ре-

Зультаты тестовых исследований в значительной мере зависят от со-

Циокультурного влияния (Т. А. Власова, 1968, Д. Е. Мелехов, 1970,

И др.) и могут быть использованы лишь как вспомогательный метод

(Д. Н. Исаев и Л. И. Лычагина, 1971).

Основы специальной педагогики и психологии

В настоящее время широко используется следующее определе-

Ние ЗПР.

Задержка психического развития —это замедление темпа развития

Психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего за-

Паса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интере-

Сов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

ЗПР является пограничным состоянием между нормой и умствен-

Ной отсталостью. Это понятие, которое говорит не о стойком, необра-

Тимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое

Чаще обнаруживается у ребенка при поступлении в школу. В отличие

От детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообрази-

Тельны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктив-

Ны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый

план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (раз-

личные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере

Будут выражены нерезко, в других случаях, наоборот, будет преобла-

Дать замедление развития интеллектуальной сферы.

Незрелость эмоциональной сферы и недоразвитие познавательной

Деятельности будут иметь и свои качественные особенности, обуслов-

Ленные типом данной аномалии развития.

В этиологии ЗПР играют роль конституционные факторы, хрони-

Ческие соматические заболевания, длительные неблагоприятные усло-

Вия воспитания и, главным образом, органическая недостаточность

Нервной системы. Т. А. Власова и М. С. Певзнер при систематике ЗПР

различают две ее основные формы:

ЗПР, обусловленная психическим и психофизическим инфанти-

Лизмом (неосложненным и осложненным недоразвитием позна-

Вательной деятельности и речи, где основное место занимает не-

доразвитие эмоционально-волевой сферы);

ЗПР, обусловленная длительными астеническими и церебрасте-

Ническими состояниями.

Переходя к современным представлениям о ЗПР, следует вновь

Подчеркнуть чрезвычайную актуальность изучения этой группы не-

Успевающих младших школьников.

Г. А. Победоносцев отмечает приблизительно у 80 % неуспевающих

Детей общую соматическую ослабленность, т. е. указывает на объек-

Тивные трудности, обусловленные состоянием самих школьников.

В постановлении сессии Академии медицинских наук СССР (1971)

подчеркивалось, что 20-25 % учащихся, дублирующих отдельные клас-

Сы начальной школы, не успевают именно по состоянию здоровья.

Наши рекомендации