Глава 6. Психология детей с задержкой психического развития (ЗПР) щ

Т. А. Власова и М. С. Певзнер (1967, 1973) указывают на то, что

В клинической практике под задержкой психического развития пони-

Мают интеллектуальные расстройства, обусловленные недоразвитием

Эмоционально-волевой сферы (психический инфантилизм) либо не-

Доразвитием познавательной деятельности вследствие ранних органи-

Ческих поражений головного мозга (чаще в форме церебрастенических

Состояний) или генетическим дефектом.

Т. А. Власова, М. С. Певзнер (1967,1973), К. С. Лебединская (1975),

В. В. Ковалев (1975) рассматривают интеллектуальные расстрой-

Ства при ЗПР как следствие дизонтогенеза. К дизонтогенетическим

Формам пограничных состояний интеллектуальной недостаточно-

Сти В. В. Ковалев относит общую задержку развития (чаще по типу

психического инфантилизма), частичную задержку умственного разви-

Тия (речевого, психомоторного, школьных навыков: чтения, пись-

ма, счета).

Ряд ученых (Л. С. Выготский (1931), Т. А. Власова (1956, 1967,

М. С. Певзнер (1965), Т. А. Власова и К. С. Лебединская (1975))

Подчеркивают, что психический дизонтогенез в детском возрасте все-

Гда проявляется в сочетании явлений повреждения одних функций

И недоразвития других, тесно связанных с поврежденными функ-

Циями.

Среди клинических форм задержки психического развития, как уже

Отмечалось, большое место занимает инфантилизм, который перво-

Начально описывался как комплекс соматических признаков. В 1901

Году G. Anton выделил общий и частичный инфантилизм, обусловлен-

Ный заболеванием эндокринных желез, интоксикациями родителей

И пр. А также автор выделил формы инфантилизма с недоразвитием от-

Дельных органов, систем и психический инфантилизм.

По Л. С. Выготскому (1931) инфантилизм представляет собой рас-

Стройство процесса инволюции. Ребенок переходит в очередной воз-

Растной период, сохраняя черты, присущие более раннему возрасту.

Существуют расхождения во взглядах на трактовку инфантилиз-

ма: одни оценивают описанные состояния как вариант олигофре-

нии (С. С. Мнухин, 1959), другие —как вариант задержки разви-

Тия (И. А. Юркова, 1960).

В настоящее время инфантилизм рассматривается как аномалия

Развития, в ряде случаев инфантилизм расценивается как временное

Состояние, которое в зависимости от клинической картины в детском

Возрасте может иметь благополучную динамику, описанную в научной

литературе как ≪инфантильно-грацильный≫ и ≪гармонический ин-

фантилизм≫.

Основы специальной педагогики и психологии

Исследователи полагают, что психический инфантилизм может

Явиться почвой для формирования различных типов психопатии.

Первая клиническая классификация инфантилизма дана Г. Е. Су-

Харевой, подразделяющей его на две группы: гармонический и дисгар-

Монический.

В рамках дисгармонического инфантилизма Г. Е. Сухарева описы-

вает следующие 3 варианта:

Инфантилизм с более грубыми отклонениями в эмоционально-

Волевой сфере: повышенной возбудимостью, раздражительно-

стью. Такие дети ≪угрожали≫ в смысле возможности развития

психопатии;

Инфантилизм, сочетающийся с гипогенитализмом, гипофизар-

ным субнанизом и другими видами патологии;

Органический инфантилизм с некоторой упрощенностью эмо-

Циональной сферы, нестойкостью и малой дифференцированно-

Стью привязанностей, тугоподвижностью мышления.

При гармоническом инфантилизме психическое развитие ребенка

Соответствует более младшему возрасту, нередко сочетается с соответ-

Ствующими пропорциями телосложения.

Классификация М. С. Певзнера включает следующие клинические

варианты:

•инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы

При сохранном интеллекте. В последних работах автора этот ва-

риант стал именоваться неосложнеиной формой инфантилизма;

•инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;

•инфантилизм, осложненный церебрастеническим синдромом.

М. А. Певзнер связывает инфантилизм с недоразвитием лобно-

Диэнцефальных систем.

В. В. Ковалев (1973) делит психический инфантилизм на две основ-

Ные разновидности: простой (неосложненный) и осложненный. Гар-

Моничное сочетание черт детскости в психике имеет место только для

Младшего возраста. В дальнейшем структура личности становится

Наши рекомендации