Работка программ раннего вмешательства в развитие. Имеются дан-
Ные о большой пользе таких программ для детей с резким снижением
Интеллектуальной деятельности. Отмечается, что IQ возрастает, улуч-
Шаются потенциальные возможности развития. Имеются положитель-
Ные результаты обучения чтению глубоко умственно отсталых детей
В рамках программы раннего вмешательства. Установлено, что глубоко
Умственно отсталые с IQ ниже 32 могут научиться читать и понимать
Прочитанное. Обучение чтению стало для этих детей составной частью
Общего речевого развития. Обучение чтению целыми словами (гло-
Бальное чтение) приводит к относительному развитию когнитивных
навыков, является важным способом ≪вхождения≫ в речевую деятель-
Ность. Однако ограниченные возможности моторики не позволили
Перейти этим детям к письму. Отмечено было также и то, что осво-
Енные навыки быстро распадались. Программы раннего вмешатель-
Ства в развитие детей по обучению чтению, письму, рисованию в ос-
Нове своей являются тренинговыми, представляют собой отработку
Множества независимых, но хорошо освоенных отдельных элементов.
Интересен опыт вальдорфских детских садов, где у детей независи-
Мо от степени выраженности нарушения интеллекта пытаются разви-
Вать эмоционально положительное отношение к окружающим.
В ряде европейских стран дети с физическими и интеллектуальны-
Ми нарушениями обязательно обучаются в лечебно-педагогических
учреждениях. Тех из них, кого не удается обучать, развивают в усло-
Виях практической деятельности.
При обучении в дошкольном учреждении детей определяют в раз-
Личные группы не по возрастной характеристике, а по уровню общего
и интеллектуального развития. В этих группах имеется свой вариант
Обучающей программы, которая определяет минимально необходи-
Мые, доступные знания и навыки. Особое внимание уделяется форми-
Рованию социально-бытовых навыков.
Люди с выраженными интеллектуальными нарушениями имеют
Право на дальнейшее начальное и профессиональное обучение. Содер-
Жание начального обучения представляет собой элементарные знания
И умения по чтению, письму, счету.
4-2203
Основы специальной педагогики и психологии
Разнообразен круг профессий, которые могут освоить лица с выра-
женными интеллектуальными нарушениями:
•автослесарное дело;
•машино- и металлотехника;
•вязание, плетение;
•уборка помещений;
•садоводство, складское хозяйство;
•уход за больными и др.
Как правило, эти люди обучаются в специальных группах при про-
Фессиональных училищах.
За рубежом (типичный пример —Финляндия) существует система
≪защищенного≫ труда, при которой умственно отсталые, работая в раз-
личных учреждениях, получают либо заработную плату, либо неболь-
Шие карманные деньги. В каждом округе есть свои мастерские и трудо-
Вые центры для умственно отсталых. В США, Бельгии, других странах
Существуют заводы и фабрики с высоким уровнем автоматизации
Производственных операций и контроля производства, на которых
Трудятся инвалиды, в том числе и умственно отсталые лица.
Рис. 3. День рождения празднуют дети с синдромом Дауна
Глава 5. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта 99
Специалисты центров социального попечения и защиты осуще-
Ствляют патронаж лиц с выраженными интеллектуальными наруше-
Ниями в целях обеспечения им условий и возможностей самостоятель-
Ной жизни.
Отечественный опыт
Психолого-педагогической помощи детям
С тяжелыми формами умственной отсталости
На протяжении многих лет в России дети и взрослые с резко снижен-
Ной интеллектуальной недостаточностью воспитываются и проживают
В специализированных домах-интернатах Министерства социальной
Защиты (до 1992 года —Министерство социального обеспечения).
В соответствии с действующей инструкцией Министерства социаль-
ной защиты в дома-интернаты системы социального обеспечения ≪на-
Правляются и принимаются дети с умственной отсталостью в степени
Имбецильность и идиотия, а также в степени дебильность при нали-
чии нарушений опорно-двигательного аппарата≫.
В последнее десятилетие во многих городах страны —Москве,
Санкт-Петербурге, Казани, Пскове, Новгороде и некоторых других — открыты лечебно-педагогические центры, которые оказывают меди-