Работка программ раннего вмешательства в развитие. Имеются дан-

Ные о большой пользе таких программ для детей с резким снижением

Интеллектуальной деятельности. Отмечается, что IQ возрастает, улуч-

Шаются потенциальные возможности развития. Имеются положитель-

Ные результаты обучения чтению глубоко умственно отсталых детей

В рамках программы раннего вмешательства. Установлено, что глубоко

Умственно отсталые с IQ ниже 32 могут научиться читать и понимать

Прочитанное. Обучение чтению стало для этих детей составной частью

Общего речевого развития. Обучение чтению целыми словами (гло-

Бальное чтение) приводит к относительному развитию когнитивных

навыков, является важным способом ≪вхождения≫ в речевую деятель-

Ность. Однако ограниченные возможности моторики не позволили

Перейти этим детям к письму. Отмечено было также и то, что осво-

Енные навыки быстро распадались. Программы раннего вмешатель-

Ства в развитие детей по обучению чтению, письму, рисованию в ос-

Нове своей являются тренинговыми, представляют собой отработку

Множества независимых, но хорошо освоенных отдельных элементов.

Интересен опыт вальдорфских детских садов, где у детей независи-

Мо от степени выраженности нарушения интеллекта пытаются разви-

Вать эмоционально положительное отношение к окружающим.

В ряде европейских стран дети с физическими и интеллектуальны-

Ми нарушениями обязательно обучаются в лечебно-педагогических

учреждениях. Тех из них, кого не удается обучать, развивают в усло-

Виях практической деятельности.

При обучении в дошкольном учреждении детей определяют в раз-

Личные группы не по возрастной характеристике, а по уровню общего

и интеллектуального развития. В этих группах имеется свой вариант

Обучающей программы, которая определяет минимально необходи-

Мые, доступные знания и навыки. Особое внимание уделяется форми-

Рованию социально-бытовых навыков.

Люди с выраженными интеллектуальными нарушениями имеют

Право на дальнейшее начальное и профессиональное обучение. Содер-

Жание начального обучения представляет собой элементарные знания

И умения по чтению, письму, счету.

4-2203

Основы специальной педагогики и психологии

Разнообразен круг профессий, которые могут освоить лица с выра-

женными интеллектуальными нарушениями:

•автослесарное дело;

•машино- и металлотехника;

•вязание, плетение;

•уборка помещений;

•садоводство, складское хозяйство;

•уход за больными и др.

Как правило, эти люди обучаются в специальных группах при про-

Фессиональных училищах.

За рубежом (типичный пример —Финляндия) существует система

≪защищенного≫ труда, при которой умственно отсталые, работая в раз-

личных учреждениях, получают либо заработную плату, либо неболь-

Шие карманные деньги. В каждом округе есть свои мастерские и трудо-

Вые центры для умственно отсталых. В США, Бельгии, других странах

Существуют заводы и фабрики с высоким уровнем автоматизации

Производственных операций и контроля производства, на которых

Трудятся инвалиды, в том числе и умственно отсталые лица.

Рис. 3. День рождения празднуют дети с синдромом Дауна

Глава 5. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта 99

Специалисты центров социального попечения и защиты осуще-

Ствляют патронаж лиц с выраженными интеллектуальными наруше-

Ниями в целях обеспечения им условий и возможностей самостоятель-

Ной жизни.

Отечественный опыт

Психолого-педагогической помощи детям

С тяжелыми формами умственной отсталости

На протяжении многих лет в России дети и взрослые с резко снижен-

Ной интеллектуальной недостаточностью воспитываются и проживают

В специализированных домах-интернатах Министерства социальной

Защиты (до 1992 года —Министерство социального обеспечения).

В соответствии с действующей инструкцией Министерства социаль-

ной защиты в дома-интернаты системы социального обеспечения ≪на-

Правляются и принимаются дети с умственной отсталостью в степени

Имбецильность и идиотия, а также в степени дебильность при нали-

чии нарушений опорно-двигательного аппарата≫.

В последнее десятилетие во многих городах страны —Москве,

Санкт-Петербурге, Казани, Пскове, Новгороде и некоторых других — открыты лечебно-педагогические центры, которые оказывают меди-

Наши рекомендации