Принципы раннего вмешательства

Жизнь ребенка в семье. Постоянные эмоциональные отношения с близкими людьми позволяют ребенку самостоятельно войти в мир. Без таких отношений, которые существуют только в семье, полноценное развитие невозможно.

Раннее выявление. Раннее выявление нарушений развития является условием ранней помощи, предупреждающей появление вторичных осложнений. Механизмы попадания детей в программы: дети с синдромом Дауна (информация от генетиков в роддоме) и глубоко недоношенные дети (информация от врачей из отделений интенсивной терапии. Родители этих детей обращаются в институт в первые недели после выписки из роддома или больницы.

Динамическая оценка. Задача динамической оценки -выявить фактические ресурсы ребенка и возможности его развития. Оценка имеет «неокончательный» характер, она является гипотезой о возможностях развития ребенка, которая постоянно дополняется и корректируется в процессе работы. 

Интенсивность, регулярность и продолжительность программ. Частота встреч со специалистами и состав группы специалистов определяются с точки зрения потребностей ребенка и родителей. Интенсивность встреч определяется сугубо индивидуально в каждом отдельном случае и может сильно варьироваться в зависимости от ситуации в семье, но даже при редких встречах родители должны обладать уверенностью, что в любой момент они могут обратиться в службу и их не заставят стоять в очереди. В раннем возрасте каждый день имеет значение в развитии ребенка. Домашние визиты для часто болеющих детей.

Междисциплинарные команды

В команду входят: доктора (педиатры, неврологи), педагоги, логопеды, психологи, физические терапевты, эрготерапевты, социальные работники, специалисты по оценке слуха и зрения, родители. 

Принципы работы команды: единые идеологические подходы у всех членов команды, использование общего языка между представителями различных специальностей и родителей совместимость времени и структуры в рабочем графике специалистов учет целей, поставленных другими членами команды при проведении программы вмешательства возможность совместных обсуждений в ходе планирования и реализации программы по итогам командного обсуждения результатов оценки и интервью с семьей специалистами разрабатывается индивидуальная программа для семьи с учетом ее потребностей, выбирается ведущий специалист (куратор) определяется последовательность действий и исполнители.

Особая роль родителей в раннем вмешательстве: Родители активно участвуют в программе помощи ребенку, начиная с запроса и первоначальной оценки, реализуют этапы программы в повседневной жизни семьи, а затем принимают участие в оценке эффективности программы и в ее изменении. Задача специалистов совместно с родителями-найти гармонично вписывающуюся в образ жизни семьи программу помощи ребенку и семье в целом. При этом основной акцент делается не на ограничения ребенка и семьи, а на выявление их ресурсов и возможностей. Активному участию родителей в программе помощи ребенку способствует установка специалистов на создание позитивного образа ребенка и родителей. Важно такое обращение специалистов с ребенком, которое позволит ему «увидеть себя через других» и почувствовать радость от успеха и уверенность в себе, а родителям почувствовать себя хорошими родителями. Родители выступают в роли котерапевта

Ребенок с какими-либо проблемами/на рушения ми в развитии не перестает быть ребенком, и оптимальным условием для его обучения является наличие привязанности матери и ребенка, вследствие чего происходит формирование личности ребенка и всех его основных навыков: двигательных, речевых, коммуникативных, познавательных.

Бывает так, что если у ребёнка имеются какие-либо нарушения, то всё внимание родителей сосредоточивается на диагнозе и методах лечения, а не на его индивидуальных особенностях развития, которые необходимо учитывать при организации взаимодействия, общения с ребёнком в быту или в игре. Основная цель работы команды специалистов заключается в том, чтобы помочь семье создать оптимальные условия для развития ребёнка, не ломая модели семейного взаимодействия, при этом родитель должен занимать активную позицию, так как индивидуальная программа поддержки семьи реализуется именно родителями, а специалисты оказывают им необходимую поддержку: информационную,методическую, психолого-педагогическую, социальную. Взаимодействие с ребёнком, а не воздействие на него, становится основным принципом его развития.

Возраст с рождения до трёх лет является наиболее ответственным периодом жизни ребенка, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, происходит формирование личности. Особенностью состояния мозга новорождённых является онтогенетическая «незрелость» его морфо-функциональных систем. Пластичность мозга в этот момент определяет большие потенциальные возможности коррекции нарушенных или отстающих в своём развитии функций. Ранняя адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчить, а возможно, предупредить вторичное отклонение. В 90-х годах прошлого столетия во многих странах мира новой системы оказания помощи детям первых лет жизни и их семьям, получившее название «early intervention», или в общепринятом переводе на русский язык - раннее вмешательство.

Термин «раннее вмешательство» «Intervention» в переводе с английского имеет три значения: вмешательство, посредничество и соучастие. В русском языке слово вмешательство подразумевает деятельное, активное касательство к чему-либо вещественному или нравственному. Посредничество и соучастие же, как действие имеет менее интенсивный характер и подразумевает быть близким к чему-то или кому-то. В технологии раннего вмешательства первое понятие, вмешательство, обозначает организационную составляющую процесса, связанную с созданием самой системы взаимодействия организации с ребенком и его семьей. Второе же понятие, а именно - соучастие, связано с внутренней составляющей процесса, с реализацией взаимодействия специалистов организации с ребенком и его семьей.

В технологии же раннего вмешательства деятельность специалистов направлена на обеспечение развития ребенка от 0 до 4 лет с нарушениями развития или риском появления таких нарушений.

Категория детей: дети, перенесшие отдельные состояния, возникшие в перинатальном периоде (родовую травму, гипоксию и асфиксию при родах, внутриутробные инфекции, судороги, дистресс); дети, имеющие врожденные аномалии нервной системы, органов зрения и слуха, органов дыхания, врожденные пороки развития и деформации костно-мышечной системы, дети с генетическими нарушениями. Дети, имеющие высокий биологический риск (глубоко недоношенные дети, дети с малой, менее 1500 гр., массой при рождении). Дети, с выявленными нарушениями в психомоторном развитии. 

Концепция раннего вмешательства рассматривает ребенка как имеющего множество возможностей и способного к обучению. Целью поддержки и вмешательства является минимизация ограничений в деятельности, полагаясь на ресурсы развития, привязанность ребенка к родителям, домашнюю среду как основу оптимального развития и обучения. В случае дошкольного и школьного образования центральным понятием перспективы раннего вмешательства является социокультурное разнообразие, а не противопоставление нормы отклонению; основной целью является участие не только в учебных и когнитивных достижениях, но и в социальных аспектах дошкольной сферы. Ранняя диагностика нарушений слуха позволяет начать своевременную поддержку и, тем самым, дает возможность ребенку, не упуская критический период, овладеть речью. Основной акцент при оценке и проведении программ делается не на ограничения ребенка и семьи, а на выявление их ресурсов и возможностей. Поддержка и развитие коммуникации является целью и средством программ раннего вмешательства. С одной стороны, целью программы раннего вмешательства является развитие доступных для ребенка средств коммуникации, будь то вербальная речь или альтернативные средства коммуникации. С другой стороны, за счет коммуникации с окружающими людьми, ребенок получает больше возможностей для развития. Общение с другими людьми является мотивацией для развития различных действий, что позволяет отойти от «механических» тренировок, так как они малоэффективны для маленьких детей. Возможность вступать в коммуникацию делает освоение навыков более осмысленным и целенаправленным.

Нормализация жизни. Данный принцип определяет основную глобальную цель программ раннего вмешательства. Нормализация жизни означает максимальное приближение жизни семьи с ребенком с нарушениями к жизни других семей с типично развивающимися детьми, проживающих рядом с ними. Позитивный образ ребенка и родителя. Уважение к личности ребенка и родителей.

Выбор форм работы зависят от возраста ребенка и особенностей его нарушения. Цель любой из этих форм - дать семье психологическую, информационную, педагогическую и другие виды поддержки. Домашнее визитирование как правило проводится для детей первого года жизни. С 1 года до 3 лет - посещение индивидуальных, групповых занятий, родительского клуба. Выезд семьи с ребенком на занятия в службу раннего вмешательства расширяет социальные контакты родителей и ребенка. Родители общаются не только со специалистами, но также и с другими родителями, делятся своим опытом и получают друг от друга полезную информацию и поддержку.

Понятие интеграция, интеграция (включение) не подразумевает простое помещение лиц с нарушениями в существующие структуры; это - вопрос трансформации структуры таким образом, чтобы она была интегрированной по отношению ко всем. Интегрированные сообщества принимают меры по поддержке детей дома, в школах и в сообществе. Там, где есть препятствия, интегрированные сообщества преобразуются таким образом, чтобы удовлетворять потребности всех детей.

Концепция раннего вмешательства рассматривает ребенка как имеющего множество возможностей и способного к обучению. Целью поддержки и вмешательства является минимизация ограничений в деятельности, полагаясь на ресурсы развития, привязанность ребенка к родителям, домашнюю среду как основу оптимального развития и обучения. В случае дошкольного и школьного образования центральным понятием перспективы раннего вмешательства является социокультурное разнообразие, а не противопоставление нормы отклонению; основной целью является участие не только в учебных и когнитивных достижениях, но и в социальных аспектах дошкольной сферы.

Структура, и объем мозга, и интеллект ребенка критически зависят от жизненного опыта, получаемого им в период первых трех лет жизни. Материнское поведение имеет решающее значение для раннего психического (интеллектуального, речевого, социального) развития ребенка. А само материнское поведение зависит от взглядов и знаний матери, от ее чувств к ребенку, от условий существования семьи и т.д. Помощь детям надо начинать с раннего возраста, тогда она будет наиболее эффективной главным элементом ее должна стать оптимизация материнского поведения.

Принципы раннего вмешательства - student2.ru
Оценка эффективности адаптации детей с ОВЗ в новых семьях. Основные показатели

В качестве основных показателей эффективности адаптации можно использовать следующие показатели социально-психологической адаптации ребенка в замещающей семье:

1. Принятие и усвоение семейных правил, традиций.

2. Включенность в социально-бытовую жизнь семьи.

3. Включенность в систему внутрисемейных отношений.

4. Позиция по отношению к системе воспитательных воздействий.

Наши рекомендации