Наиболее распространенными формами организации обучения ум-

Ственно отсталых детей и подростков являются специальные детские

Сады для детей с нарушением интеллекта и специальные (коррекци-

Онные) школы 8 вида.

Раннее начало коррекционной работы с умственно отсталым ребен-

Ком позволяет максимально скорригировать дефект и предотвратить

Вторичные отклонения.

К сожалению, не все формы умственной отсталости могут быть

Диагностированы в младенчестве и раннем детстве. В этом возрасте

Выявляются наследственные формы олигофрении и нарушения в стро-

Ении и числе хромосом, а также выраженная умственная отсталость

(имбецильность, идиотия).

Как правило, умственно отсталые дети раннего возраста воспиты-

Ваются в семье или специальных яслях системы здравоохранения.

Коррекционная помощь им может быть оказана в центрах раннего

Основы специальной педагогики и психологии

Вмешательства, центрах реабилитации и абилитации и психолого-

Медико-педагогических консультациях. Умственно отсталые малы-

Ши, оставшиеся без попечения родителей, находятся в домах ребенка,

А затем в возрасте 3-4 лет переводятся в специализированные детские

Дома для детей с нарушением интеллекта. Работа с детьми раннего

Возраста в условиях дома ребенка направлена на обогащение эмоци-

Ональных и личностных контактов со взрослыми и сверстниками,

Удовлетворение потребности в доброжелательном внимании со сторо-

Ны взрослого и сотрудничестве с ним, потребности в исследовании пред-

Метного мира, а также на стимулирование психомоторного развития.

Коррекционная работа с малышами, воспитывающимися в семье,

Осуществляется при активном участии родителей.

При систематической коррекционной работе родителей с умствен-

Но отсталым ребенком раннего возраста под руководством олигофре-

Нопедагога могут быть достигнуты значительные успехи в развитии

Малыша.

В специальных садах оказывается комплексная помощь умственно

Отсталым детям. Наряду с коррекционно-педагогическими меропри-

Ятиями, проводимыми олигофренопедагогами, воспитателями группы,

Логопедом, психологом, музыкальным работником, осуществляются

Лечебно-профилактические мероприятия. В большинстве специаль-

Ных детских садов открыты бассейны, фитобары.

В специальных дошкольных учреждениях соблюдается щадящий,

Охранительный режим: это прежде всего создание доброжелательной,

Спокойной атмосферы, предупреждение конфликтных ситуаций, учет

Особенностей каждого ребенка.

Подготовка к обучению в школе осуществляется в течение всех лет

обучения ребенка в детском саду и проходит в трех направлениях:

Формирование физической готовности; формирование элементарных

Познавательных интересов и познавательной активности и накопле-

Ние знаний и умений; формирование нравственно-волевой готовности.

Оказавшись в благоприятных условиях, умственно отсталые до-

Школьники хорошо продвигаются в развитии, это позволяет подгото-

Вить их к обучению в специальной школе.

Дошкольники с умственной отсталостью могут посещать специаль-

Ные группы при массовых детских садах. Обучение в них проводится,

Как и в специальных детских садах, по специальным программам.

С 7-8 лет умственно отсталые дети учатся в специальных (коррек-

Ционных) школах 8 вида, где обучение ведется по специальным про-

граммам на основе отдельного образовательного стандарта. Им также

Глава 5. Особенности психического развития детей с нарушениями интеллекта 95

Может быть оказана помощь в центрах социально-трудовой реабили-

Тации.

Основными задачами этих школ являются максимальное преодо-

Ление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-во-

левой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к уча-

Стию в производительном труде, социальная адаптация в условиях

Современного общества.

В специальной (коррекционной) школе 8 вида преподаются как об-

щеобразовательные предметы (такие, как русский язык, чтение, мате-

Матика, география, история, естествознание, физкультура, рисование,

Музыка, черчение), так и специальные (коррекционные).

К коррекционным занятиям в младших классах относятся занятия

По развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями

Окружающей действительности, специальные занятия по ритмике,

Наши рекомендации