Формы Индивидуальное обучение
Организации Первоначально обучение детей и взрослых
Специального с особыми образовательными потребностями
образования начиналось как индивидуальное (в домашних
Условиях, монастырях). Это обучение было ре-
Месленным или художественным.
В современной специальной педагогике индивидуальная форма
организации обучения применяется в следующих случаях:
1) если ребенок обучается в домашних условиях;
Когда человек не способен к обучению в условиях групповой и кол-
Лективной работы вследствие тяжелых и множественных нару-
Шений (дети с тяжелыми формами УО и сопутствующими нару-
шениями; слепоглухие дети на начальных стадиях их обучения);
3) когда в соответствии со спецификой образовательного процесса,
Особенностями отклонений в развитии, возрастными особенно-
Стями (ранний возраст) ребенок нуждается в индивидуальной
Психолого-недагогической, логопедической и иной коррекцион-
Ной помощи, которая может дополнять фронтальные занятия.
При этом учитываются тонкости и глубокое своеобразие разви-
Тия нарушенных функций, систем, уровень индивидуальных до-
Стижений и индивидуальной возможности продвижения кон-
Кретного ребенка. Продолжительность индивидуальных занятий
Около 20-30 минут.
Индивидуально-групповая форма организации обучения
Используется в качестве продолжения индивидуальной, в результате
Которой достигнут некоторый коррекционно-педагогический эффект. На
Более поздних этапах обучения эта форма применяется в работе с детьми,
Имеющими комбинированные нарушения, тяжелые формы УО.
Классно-урочная система
Урок — одна из основных форм организации учебного процесса.
Урок — сочетание фронтальной, групповой и в меньшей степени ин-
Дивидуальной работы.
Отличие урока от других организованных форм учебной работы:
1) состав групп учащихся постоянен;
Деятельностью всех учащихся с учетом возможностей и особен-
ностей каждого из них руководит учитель;
Ученики овладевают знаниями непосредственно на уроке, а так-
же существует система пропедевтической работы (например, при
Глава 2. Предмет и задачи курса 37
Обучении математике в первом классе — подготовительный пе-
риод); пропедевтический предмет — развитие речи.
Особенности урока в специальной школе
В основном строится по смешанному или комбинирующему
типу, т. к.:
• дети не могут воспринимать новый материал большими пор-
циями;
• усвоению нового материала должна предшествовать пропедевти-
ческая работа;
• требует незамедлительного закрепления в практической деятель-
ности;
• на всех этапах работы необходим контроль усвоения материала.
В старших и средних классах уроки приобретают классические
Черты.
Широко используются групповые формы работы: дифференци-
рованно-групповые или бригадные задания (по желанию). Возможна
Работа парами.
Такая работа позволяет осуществлять взаимообучение детей, раз-
вивает самостоятельность, инициативность, ответственность, чувство
Товарищества, партнерства, готовности к взаимопомощи.
Индивидуализированная форма работы на уроке применяется
В отношении тех учащихся, которые значительно отличаются по сво-
Им познавательным возможностям, темпам и объему познавательной
Деятельности от остальных детей.
Дополнительные В число дополнительных форм организации
Формы педагогического процесса в системе специаль-
организации ного образования входят:
педагогического • экскурсии;
процесса • дополнительные занятия;
В системе • внеклассные формы педагогической работы
специального (например, внеклассное чтение);
образования • самоподготовка (в школах-интернатах или
Группах продленного дня).
Вспомогательные формы организации педагогического
процесса в системах специального образования
(школах-интернатах)
В число вспомогательных форм организации педагогического про-
цесса в системе специального образования входят:
Основы специальной педагогики и психологии
• факультативы;
• кружковая и клубная работа;
• эпизодические мероприятия внеклассной работы (олимпиады,
Соревнования, смотры, конкурсы, викторины, тематические вече-
Ра, походы, экспедиции).