Формы Индивидуальное обучение

Организации Первоначально обучение детей и взрослых

Специального с особыми образовательными потребностями

образования начиналось как индивидуальное (в домашних

Условиях, монастырях). Это обучение было ре-

Месленным или художественным.

В современной специальной педагогике индивидуальная форма

организации обучения применяется в следующих случаях:

1) если ребенок обучается в домашних условиях;

Когда человек не способен к обучению в условиях групповой и кол-

Лективной работы вследствие тяжелых и множественных нару-

Шений (дети с тяжелыми формами УО и сопутствующими нару-

шениями; слепоглухие дети на начальных стадиях их обучения);

3) когда в соответствии со спецификой образовательного процесса,

Особенностями отклонений в развитии, возрастными особенно-

Стями (ранний возраст) ребенок нуждается в индивидуальной

Психолого-недагогической, логопедической и иной коррекцион-

Ной помощи, которая может дополнять фронтальные занятия.

При этом учитываются тонкости и глубокое своеобразие разви-

Тия нарушенных функций, систем, уровень индивидуальных до-

Стижений и индивидуальной возможности продвижения кон-

Кретного ребенка. Продолжительность индивидуальных занятий

Около 20-30 минут.

Индивидуально-групповая форма организации обучения

Используется в качестве продолжения индивидуальной, в результате

Которой достигнут некоторый коррекционно-педагогический эффект. На

Более поздних этапах обучения эта форма применяется в работе с детьми,

Имеющими комбинированные нарушения, тяжелые формы УО.

Классно-урочная система

Урок — одна из основных форм организации учебного процесса.

Урок — сочетание фронтальной, групповой и в меньшей степени ин-

Дивидуальной работы.

Отличие урока от других организованных форм учебной работы:

1) состав групп учащихся постоянен;

Деятельностью всех учащихся с учетом возможностей и особен-

ностей каждого из них руководит учитель;

Ученики овладевают знаниями непосредственно на уроке, а так-

же существует система пропедевтической работы (например, при

Глава 2. Предмет и задачи курса 37

Обучении математике в первом классе — подготовительный пе-

риод); пропедевтический предмет — развитие речи.

Особенности урока в специальной школе

В основном строится по смешанному или комбинирующему

типу, т. к.:

• дети не могут воспринимать новый материал большими пор-

циями;

• усвоению нового материала должна предшествовать пропедевти-

ческая работа;

• требует незамедлительного закрепления в практической деятель-

ности;

• на всех этапах работы необходим контроль усвоения материала.

В старших и средних классах уроки приобретают классические

Черты.

Широко используются групповые формы работы: дифференци-

рованно-групповые или бригадные задания (по желанию). Возможна

Работа парами.

Такая работа позволяет осуществлять взаимообучение детей, раз-

вивает самостоятельность, инициативность, ответственность, чувство

Товарищества, партнерства, готовности к взаимопомощи.

Индивидуализированная форма работы на уроке применяется

В отношении тех учащихся, которые значительно отличаются по сво-

Им познавательным возможностям, темпам и объему познавательной

Деятельности от остальных детей.

Дополнительные В число дополнительных форм организации

Формы педагогического процесса в системе специаль-

организации ного образования входят:

педагогического • экскурсии;

процесса • дополнительные занятия;

В системе • внеклассные формы педагогической работы

специального (например, внеклассное чтение);

образования • самоподготовка (в школах-интернатах или

Группах продленного дня).

Вспомогательные формы организации педагогического

процесса в системах специального образования

(школах-интернатах)

В число вспомогательных форм организации педагогического про-

цесса в системе специального образования входят:

Основы специальной педагогики и психологии

• факультативы;

• кружковая и клубная работа;

• эпизодические мероприятия внеклассной работы (олимпиады,

Соревнования, смотры, конкурсы, викторины, тематические вече-

Ра, походы, экспедиции).

Наши рекомендации