Микрогрупп (учебно-познавательные возможности, познавательная ак-

тивность, специфика особых образовательных потребностей). Для каж-

дой мпкрогруппы подбирается подходящее содержание и организация

2-2203

-

Основы специальной педагогики и психологии

Учебно-коррекционной работы, ее темп, объем, сложность, методы

И приемы работы, формы и способы контроля и мотивация учения.

8. Принцип необходимости специального педагогического руководства.

Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонени-

Ем в развитии отличается от учебно-познавательной деятельности

обычного ребенка, т. к. имеет особое содержание, глубокое своеобра-

Зие протекания и нуждается в особой организации и способах ее реа-

Лизации. Только специальный педагог и психолог знают специфику

Развития и возможные пути и способы коррекции и могут организо-

Вать процесс учебно-познавательной деятельности и управлять ею.

В большинстве случаев самостоятельная деятельность невозможна

Или затруднена.

Технологии Принципы специального образования в кор-

И методы рекционно-педагогическом процессе реализу-

Специального ются в соответствующих методах и приемах,

образования а также в образовательных технологиях. Оста-

Новимся подробно на каждой группе способов,

Применяемых в обучении и воспитании.

Методы обучения

К основным методам обучения относят:

• методы организации и осуществления учебно-познавательной

деятельности, ее стимуляция и мотивация;

• методы контроля и самоконтроля.

В специальном обучении используются специфические для каждой

Категории обучающихся методы и приемы коррекцмонно-педагоги-

Ческой работы. Общепедагогические методы и приемы обучения при-

Меняются особым образом: путем сочетания методов, которые взаи-

Модополняют друг друга.

Среди методов организации и осуществления учебно-познаватель-

ной деятельности выделяют следующие подгруппы:

1) перцептивные (словесные, наглядные, практические);

2) логические (индуктивные, дедуктивные);

Гностические (продуктивные, проблемно-поисковые, исследова-

Тельские).

Эти методы в общей педагогике используются как под руковод-

ством учителя, так и в самостоятельной работе, но в специальной пе-

Дагогике могут использоваться не всегда.

Глава 2, Предмет и задачи курса 35

Особо выделим факторы, которые определяют выбор следующих

методов:

Возможности полноценного восприятия информации, выступа-

ющей в качестве учебной;

2) слово учителя в начале обучения не может быть ведущим;

ч 3) в образовательном процессе затруднено использование логиче-

Ских и гностических методов. Следовательно, предпочтение от-

Дается индуктивному методу, объяснительно-иллюстративным,

Репродуктивным и частично поисковым.

Учитываются также ближайшие, конкретные цели обучения.

Методы воспитания

Воспитание в специальной педагогике проходит в осложненных

Условиях. Оно осуществляется индивидуально, с учетом всех особенно-

Стей развития данного ребенка, детей в классе или группе. Оно нераз-

Рывно связано со специальным обучением, коррекционной работой.

Включает в себя не только воспитательную работу, но и учебную де-

Ятельность, коррекционно-педагогическую работу. За рубежом для

Этого используется термин терапия (любые помогающие коррекциои-

Но-педагогические, адаптирующие действия по отношению к воспи-

Таннику).

Основные группы методов воспитания:

• информационные методы (беседа, консультирование, использо-

вание СМИ, литературы и искусства, примеры из окружающей

жизни, в том числе из жизни педагога, экскурсии, встречи и т. д.);

• практически действенные методы (приучение, управление, вос-

Питание ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художе-

Ственная деятельность, нетрадиционные методы: арттерапия, ип-

потерапия и т. д.);

• побудительно-оценочные методы (педагогическое требование,

Поощрение, осуждение, порицание, наказание).

Так же как и методы обучения, методы воспитания имеют специфи-

Ку в реализации и сочетаются как с другими методами воспитания, так

И с методами обучения.

Отбор и композиция методов определяются возрастными и инди-

Видуальными особенностями детей, характером и степенью выра-

Женности; спецификой вторичных отклонений в развитии; участием

Семьи в воспитательном процессе и т. п.

2*

Основы специальной педагогики и психологии

Наши рекомендации