Общественное и индивидуальное сознание. Формы общественного сознания

Мир человека начинается с его непосредственного бытия и распространяется до границ вселенной. В этом интервале оформляется объективный фактор жизнедеятельности человека, формируются условия его самореализации, самовыражения, самоутверждения. Личное бытие человека органически включает в себя и бытие общества, и в этом смысле человек одновременно выступает носителем индивидуального и общественного сознания.

Индивидуальное и общественное сознание соотносятся не как частное и общее, а как однокорневое целое адаптированное человекам через призму его избирательной способности, специфику его личного бытия, с учетом физического, духовного, родового и социального начала индивида.

Структура общественного сознания включает уровни обыденного (общественной психологии) и теоретического (общественной идеологии) освоения мира, а также формы сознания:

- политического,

- правового,

- нравственного,

- религиозного,

- научного,

- эстетического,

- философского.

Формы общественного сознания – отдельные его виды, каждый из которых характеризуется определенным соотношением ценностей, знаний и норм, которые существуют и на стихийном и на теоретическом уровнях.

Вывод: Общественное сознание – это сознание не только индивида, но человека в его связи с обществом – и об обществе. Общественное сознание – это не конгломерат индивидуальных знаний а органическое целое духовное образование, включающее уровни теоретического и обыденного освоения мира, а также формы политического, правового, нравственного, религиозного, научного, эстетического и философского знания.

Лекция X. Познание.

“Только тот, кто носит в себе хаос, в

состоянии родить танцующую звезду”

Ф. Ницше

План

1. Познание, его сущность и смысл.

2. Проблема познаваемости мира: оптимизм, скептицизм и агностицизм.

3. Виды познания.

4. Соотношение познания, практики и опыта.

5. Проблема истины в познании.

Познание, его сущность и смысл.

Познание – процесс целенаправленного, активного отражения действительности в сознании человека, обусловленный общественно-исторической практической деятельностью человечества;

– специфическая деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества, обнаружение возможных способов действия с предметами и явлениями.

Познание бывает научное и ненаучное. Научное познание – процесс, направленный на получение системы знаний о сущностных взаимосвязях между явлениями природы, общества и мышления. Научное познание (направлено на исследование объективно-существующего) имеет три уровня: а/ фундаментальные теоретические исследования; б/ эмпирические исследования; в/ прикладные научные исследования. Ненаучное познание (художественное, религиозное, мифологическое, эзотерическое (например, магия), демологическое (народные, обыденные формы постижения бытия) и др.) не имеет четких рациональных критериев истинности, обоснованности.

Сущность познания: познание является деятельностью по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов.

Смысл теории познания выражен терминологически: теория познания называется гносеологией (от греч. “гнозис” – познавание, узнавание) или эпистемологией (от греч. “эпистема” – знание, умение, наука).

Вывод: Процесс познания является предметом исследования общей теории

познания.

Проблема познаваемости мира: оптимизм, скептицизм и агностицизм.

Основной вопрос гносеологии: познаваем ли мир в принципе, как возможно познание?

Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, например, Г.Гегель писал: “У скрытой и замкнутой вначале сущности вселенной нет силы, которая могла бы противостоять дерзанию познания…”

Скептицизм – философская позиция радикального сомнения в истинности сознательно или бессознательно воспроизводящихся суждений и получаемых знаний. Например, античные софисты рассматривали относительность любой мысли, всегда зависящей от индивида ее мыслящего и обстоятельств; “причины же всех вещей” находятся в непрерывно изменяющейся материи, а люди могут воспринимать лишь некоторые из бесчисленных черт реальности.

Агностицизм (от греч. “агностос” – недоступный познанию) – одна из тенденций мировоззренческого характера, а также философское учение, сопряженное с сомнением в возможности человека истинно познавать мир. Существует 2 разновидности агностицизма:

– утверждается непознаваемость сверхчувственных аспектов бытия (объективных

законов природы, сущности вещей);

– дополняет вышесказанное утверждением непознаваемости феноменов реальности

в силу скрытости их от познания индивидом за пеленой иллюзорности, кажимости.

Вывод: Многое познано человеком, но познание обнаруживает и бездну

нашего невежества. Разум человека, по словам Рабиндраната Тагора,

подобен лампе: чем ярче свет, тем гуще тень сомнений.

Виды познания.

Процесс познания можно условно разделить на два этапа: а/ информационно-познавательный – исследование свойств реальных предметов, проверка знаний на практике; б/ творческий – формирование образов, моделей предметов, проектирование их желательных свойств. Кроме того, существует два уровня познания: а/ чувственный (включает 3 формы – ощущение, восприятие, представление); б/ рациональный (мышление) (включает 3 формы – понятие, суждение, умозаключение). При абсолютизации чувственного познания есть смысл говорить о сенсуализме, в ситуации пренебрежения этим уровнем познания в пользу мышления – о рационализме. На практике же процесс познания опирается на совокупность чувственных и рациональных форм.

Познание многообразно, для примера рассмотрим четыре вида познания:

1/ житейское познание и знание основывается на наблюдении и смекалке, на согласовании с общепринятыми жизненными представлениями; полученные здесь знания имеют определяющее значение в процессе адаптации к природным условиям и быстро меняющимся социальным отношениям;

2/ практическое познание и знание формируется на основе практического, в том числе производственного воплощения принципов, разработанных наукой. Внедрение в производство конкретной идеи требует разработки технологии и учета производственного опыта, которым располагают инженеры и рабочие;

3/ художественное познание – целостное отображение мира и человека в нем; процесс воспроизведения и осмысления реальности в “живых лицах” реальности;

4/ научное познание предполагает не только констатацию фактов, но и их объяснение, осмысление во всей системе понятий данной науки.

Вывод: Существует многообразие видов познания, поскольку последнее

наряду с логическим мышлением включает в себя интуицию, вымысел,

здравый смысл и т.д.

Наши рекомендации