Микрогрупп (учебно-познавательные возможности, познавательная ак-
тивность, специфика особых образовательных потребностей). Для каж-
дой мпкрогруппы подбирается подходящее содержание и организация
2-2203
-
Основы специальной педагогики и психологии
Учебно-коррекционной работы, ее темп, объем, сложность, методы
И приемы работы, формы и способы контроля и мотивация учения.
8. Принцип необходимости специального педагогического руководства.
Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонени-
Ем в развитии отличается от учебно-познавательной деятельности
обычного ребенка, т. к. имеет особое содержание, глубокое своеобра-
Зие протекания и нуждается в особой организации и способах ее реа-
Лизации. Только специальный педагог и психолог знают специфику
Развития и возможные пути и способы коррекции и могут организо-
Вать процесс учебно-познавательной деятельности и управлять ею.
В большинстве случаев самостоятельная деятельность невозможна
Или затруднена.
Технологии Принципы специального образования в кор-
И методы рекционно-педагогическом процессе реализу-
Специального ются в соответствующих методах и приемах,
образования а также в образовательных технологиях. Оста-
Новимся подробно на каждой группе способов,
Применяемых в обучении и воспитании.
Методы обучения
К основным методам обучения относят:
• методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности, ее стимуляция и мотивация;
• методы контроля и самоконтроля.
В специальном обучении используются специфические для каждой
Категории обучающихся методы и приемы коррекцмонно-педагоги-
Ческой работы. Общепедагогические методы и приемы обучения при-
Меняются особым образом: путем сочетания методов, которые взаи-
Модополняют друг друга.
Среди методов организации и осуществления учебно-познаватель-
ной деятельности выделяют следующие подгруппы:
1) перцептивные (словесные, наглядные, практические);
2) логические (индуктивные, дедуктивные);
Гностические (продуктивные, проблемно-поисковые, исследова-
Тельские).
Эти методы в общей педагогике используются как под руковод-
ством учителя, так и в самостоятельной работе, но в специальной пе-
Дагогике могут использоваться не всегда.
Глава 2, Предмет и задачи курса 35
Особо выделим факторы, которые определяют выбор следующих
методов:
Возможности полноценного восприятия информации, выступа-
ющей в качестве учебной;
2) слово учителя в начале обучения не может быть ведущим;
ч 3) в образовательном процессе затруднено использование логиче-
Ских и гностических методов. Следовательно, предпочтение от-
Дается индуктивному методу, объяснительно-иллюстративным,
Репродуктивным и частично поисковым.
Учитываются также ближайшие, конкретные цели обучения.
Методы воспитания
Воспитание в специальной педагогике проходит в осложненных
Условиях. Оно осуществляется индивидуально, с учетом всех особенно-
Стей развития данного ребенка, детей в классе или группе. Оно нераз-
Рывно связано со специальным обучением, коррекционной работой.
Включает в себя не только воспитательную работу, но и учебную де-
Ятельность, коррекционно-педагогическую работу. За рубежом для
Этого используется термин терапия (любые помогающие коррекциои-
Но-педагогические, адаптирующие действия по отношению к воспи-
Таннику).
Основные группы методов воспитания:
• информационные методы (беседа, консультирование, использо-
вание СМИ, литературы и искусства, примеры из окружающей
жизни, в том числе из жизни педагога, экскурсии, встречи и т. д.);
• практически действенные методы (приучение, управление, вос-
Питание ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художе-
Ственная деятельность, нетрадиционные методы: арттерапия, ип-
потерапия и т. д.);
• побудительно-оценочные методы (педагогическое требование,
Поощрение, осуждение, порицание, наказание).
Так же как и методы обучения, методы воспитания имеют специфи-
Ку в реализации и сочетаются как с другими методами воспитания, так
И с методами обучения.
Отбор и композиция методов определяются возрастными и инди-
Видуальными особенностями детей, характером и степенью выра-
Женности; спецификой вторичных отклонений в развитии; участием
Семьи в воспитательном процессе и т. п.
2*
Основы специальной педагогики и психологии