Учатся медленнее, но могут учиться и достигают высоких результатов.

Принцип опирается на идею Выготского о зоне ближайшего развития

(ЗБР). Отвергает теорию ≪потолка≫. Современная специальная педа-

Гогика утверждает, что необучаемых детей нет. Человек с особыми об-

Разовательными потребностями в соответствии с этим принципом —

Это благополучно развивающаяся и социально полноценная личность,

Если этого хочет общество или если оно может обеспечить для этого

Необходимые условия.

2. Принцип ранней педагогической помощи. Выявление и диагности-

ка отклонений в развитии ребенка для определения его особых обра-

зовательных потребностей. Современное специальное образование

Предусматривает максимальное сокращение разрыва между моментом

Выявления первичного нарушения в развитии ребенка и началом це-

Ленаправленной коррекционно-педагогической помощи. Необходимо

Учитывать сенситивные периоды в развитии, приходящиеся на ран-

Ний школьный возраст.

3. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образо-

вания. Опора на здоровые силы обучающихся, построение образова-

Тельного процесса с использованием сохраненных анализаторов, функ-

Ций и систем организма в соответствии со спецификой и природой

Недостатка развития (т. е. природосообразно). Коррекционная работа

Направлена на исправление или ослабление недостатков психофизио-

Логического развития, создает дополнительные возможности для про-

Цесса компенсации. Коррекционно-компенсирующая направленность

Отражена в содержании, методах, организации и организационных

формах специального образования. Это меньшая наполняемость клас-

Са, увеличения срока обучения, охранительный лечебно-педагогиче-

Ский режим и т. д.

4. Принцип социально-адаптирующей направленности образования.

Социально-адаптирующая направленность специального образования

Глава 2. Предмет и задачи курса 33

позволяет преодолеть и уменьшить ≪социальное выпадение≫, сформиро-

Вать различные структуры социальной компетентности и психологичен

Ски подготовить к жизни в социокультурной среде. Найти социальную

Нишу, в которой недостаток развития и ограничения возможностей

Максимально скомпенсируются. Позволяет вести независимый соци-

Альный и материально достойный образ жизни. Данная направлен-

ность обеспечивается содержанием стандартов, формами и средства-

ми коррекционно-образовательного процесса.

5. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств

специального образования. Любое нарушение умственного и физиче-

Ского развития отрицательно сказывается на развитии у ребенка

Умения общаться, мышления, речи, и, следовательно, данные дети нуж-

Даются в коррекционно-пёдагогической помощи с целью успешной со-

Циокультурной адаптации.

6. Принцип деятелъностного подхода в обучении и воспитании. Пред-

Метно-практическая деятельность в системе специального образова-

Ния — специфическое средство компенсаторного развития ребенка.

Специальная психология реализует теорию о деятельностной детер-

минации психики и, следуя принципу единства образования с разви-

тием языка, мышления, коммуникации, организует образовательный

Процесс на наглядно-действенной основе.

7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Инди-

Видуальный подход — частный случай дифференцированного подхо-

Да и направлен на индивидуальные особенности каждого ребенка, на

Специфические особенности, свойственные детям с данной категорией

нарушения развития (особенности ВНД, темперамента и характера;

Объем протекания мыслительных процессов, уровень сформированно-

сти знаний и навыков; работоспособность; умение учиться; мотивация;

Уровень развития эмоционально-волевой сферы и т. д.). Принцип ин-

дивидуального подхода позволяет не исключать из образовательного

Процесса детей, для которых общепринятые способы коррекционного

Воздействия оказываются неэффективными. Благодаря индивидуаль-

Ному подходу с особым темпом и организации обучения, с использо-

Ванием специфических приемов и способов коррекционно-пёдагоги-

Ческой работы становится возможным развивать детей с тяжелыми

И множественными нарушениями. Дифференцирующий подход пред-

Полагает наличие в классах однородных по своим характеристикам

Наши рекомендации