Отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с ин-

Дивидуальной тенденцией развития каждого человека.

Существенное различие между нормальными и ненормальными

Людьми состоит в том, что психические черты у первых являются слу-

Чайным признаком, от которого они могут легко освободиться, если

Захотят приложить соответствующие усилия.

Исследователи считают ребенка нормальным при следующих усло-

виях:

• когда уровень его развития соответствует уровню большинства

Детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития об-

щества, членом которого он является;

• когда ребенок развивается в соответствии с его собственным об-

Щим путем, определяющим развитие его индивидуальных свойств,

Способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к пол-

Ному развитию отдельных составных частей и их полной инте-

Грации, преодолевая возможные отрицательные влияния со сто-

роны собственного организма и средового окружения;

• когда ребенок развивается в соответствии с требованиями обще-

Ства, определяющими как его актуальные формы поведения, так

И дальнейшие перспективы его адекватного творческого соци-

Ального функционирования в период зрелости (Пожар Л.).

Рассмотрим условия нормального развития ребенка. Г. М. Дульнев

и А. Р. Лурия считают основными из них следующие показатели:

Нормальная работа головного мозга и его коры. Патогенные воз-

Действия нарушают нормальное соотношение раздражительных

И тормозных процессов, анализ и синтез поступающей информа-

Ции, взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за раз-

личные аспекты психической деятельности человека;

Нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним со-

Хранение нормальной работоспособности, нормального тонуса

нервных процессов;

Глава 2, Предмет и задачи курса 1JJ

Сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную

связь ребенка с внешним миром;

Систематичность и последовательность обучения ребенка в семье,

в детском саду и в общеобразовательной школе.

|

Под дефектом (от лат. defectus— недостаток) понимается физиче-

Ский или психический недостаток, вызывающий нарушение нормаль-

Ного развития ребенка.

Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при

определенных обстоятельствах. Влияние дефекта всегда двойственно:

С одной стороны, он затрудняет нормальное протекание деятельности

Организма, с другой — служит усиленному развитию других функций,

которые могли бы компенсировать недостаток. Л. С. Выготский: ≪Ми-

нус дефекта превращается в плюс компенсации≫. Следует различать

две группы дефектов:

• первичные дефекты, к которым относятся частные и общие на-

Рушения функций центральной нервной системы, а также несо-

Ответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие,

Задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса

И акселерации), нарушения межфункциональных связей. Он яв-

Ляется следствием таких нарушений, как недоразвитие или повреж-

Дение мозга. Проявляется первичный дефект в виде нарушений

Слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособ-

ности, мозговых дисфункций и т. д.;

• вторичные дефекты, которые возникают в ходе развития ре-

Бенка с нарушениями психофизиологического развития в том

Случае, если социальное окружение не компенсирует этих на-

Рушений, а, напротив, детерминирует отклонения в личност-

Ном развитии.

Механизм возникновения вторичных дефектов различен. Вторично-

Му недоразвитию подвергаются функции, непосредственно связанные

с поврежденной. Например, по этому типу возникает нарушение фор-

Мирования речи у глухих. Вторичное недоразвитие характерно и для

Тех функций, которые во время повреждения находились в сенситив-

Ном периоде развития. В результате этого разные повреждения могут

приводить к сходным результатам. Так, например, в дошкольном воз-

Расте в сенситивном периоде развития находится произвольная мо-

Торика. Поэтому различные повреждения (перенесенный менингит,

Травма черепа и т. д.) могут привести к явлениям задержки в формирова-

Нии этой функции, что проявляется как двигательная расторможенность.

Основы специальной педагогики и психологии

Важнейшим фактором возникновения вторичного дефекта является

социальная депривация. Дефект, препятствующий нормальному обще-

Наши рекомендации