Социально-педагогические проблемы
В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ XIX вв.
ПЛАН
1. Отечественная педагогика о воспитании детей в семье.
2. П.Ф. Лесгафт о воспитании ребенка в семье.
3. Взгляды П.Ф. Каптерева на воспитание детей.
4. Отечественная педагогика XIX в. о «трудных детях».
5. Социально-педагогические учреждения в России для трудновоспитуемых.
ЛИТЕРАТУРА
1. Каптерев П.Ф. Задачи семейного воспитания. – М.: Карапуз, 2005.
2. Каптерев П.Ф. О природе детей. – М.: Карапуз, 2005.
3. П.Ф. Каптерев О семейном воспитании: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2000.
4. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: Педагогика, 1991.
5. Отечественная социальная педагогика: Хрестоматия. – М.: Академия, 2003.
6. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. (любое издание).
СЕМИНАР № 5-6
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
ПЛАН
1. «Педагогика среды» С.Т. Шацкого.
2. В.Н. Сорока-Росинский о трудновоспитуемости. Воспитательная система ШКИДы.
3. Проблема трудновоспитуемости в трудах трудах отечественных педагогов советского периода.
4. Роль детских общественных организаций в воспитании личности (Всесоюзная пионерская организация, скауты).
5. Проблемы семейного воспитания в трудах отечественных педагогов советского периода.
6. А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о семейном воспитании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей (любое издание)
2. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Письма к сыну. (любое издание)
3. Книга вожатого. – М., 1976.
4. Васильева Ю.О. Враги и предшественники //Вожатый. – 1990. - № 5.
5. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999.
6. Крупская Н.К. О воспитании в семье. – М., 1962.
7. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. – М., 1991.
8. Сорока-Росинский В.Н.Республика ШКИД (любое издание).
9. Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века): Учеб. пособие. – М., 2000.
10. Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. – м., 1993.
СЕМИНАР № 7
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В УДМУРТИИ (XIX-XX в.в.)
ПЛАН
При подготовке к семинару обратите внимание на деятельность благотворительных обществ и частных лиц в гг. Ижевск, Сарапул, Воткинск, Глазов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сафонова Т.В., Ившина М.В., Лукина Н.В. История города Глазова: 1678-1917 гг. – Глазов, 2002.
2. Удмуртская Республика: Энциклопедия. – Ижевск, 2000.
3. Гришкина М.В. Этюды из истории IX-XIX вв. – Ижевск. 1994.
4. Шадрина Т.Г. Благотворительность в истории города Сарапула: Дипломная работа. – Глазов, 2006.
Вопросы к экзамену по истории социальной педагогики
Это одновременно вопросы для КСР
1. Предмет, задачи, источники и периодизация истории социальной педагогики.
2. Социальное воспитание в первобытном обществе. Социальная помощь и взаимопомощь в древнейших славянских общинах.
3. Социальное воспитание, благотворительность и общественное призрение в Древней Греции.
4. Социальное воспитание, благотворительность и общественное призрение в Древнем Риме.
5. Античная педагогика о социальном воспитании. Римское право о проблемах усыновления и попечительства.
6. Проблемы социального воспитания в эпоху Средневековья. Отношение средневекового общества к нищим и убогим (X-XV вв.).
7. Вклад средневековых мыслителей в теорию социальной педагогики (Т. Мор, Т. Кампанелла, Э.Роттердамский, В. Да Фельтре, Ф. Рабле, М. Монтень).
8. Становление государственной системы благотворительности в Западной Европе с XVI до середины XVIII вв.
9. Развитие социально-педагогической теории в Европе в XVII-XVIII вв. (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо).
10. Становление социальной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания на рубеже XIX – XX вв. (Ф.В. Дистервег, Г. Боймер, Г. Ноль, П. Наторп).
11. Филантропическое направление в педагогической теории и практике в 19 в. (И. Базедов, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэн).
12. Социально-педагогические взгляды и деятельность Я. Корчака. («Как любить ребенка», «Право ребенка на уважение»).
13. Основные тенденции в развитии благотворительности в Западной Европе и США с конца XVIII до начала XX века.
14. Социально-педагогическая деятельность в системе образования в XIX – первой половине XX в. (экспериментальная педагогика, прагматическая школа, трудовое воспитание и т.д.).
15. Развитие теории и практики социального воспитания (X-XVIII в.в.) (основные тенденции развития благотворительности на Руси в IX-XV вв., система социальной помощи в России в XVI - XVIII в.в.; «Поучение Владимира Мономаха», «Домострой», «Юности честное зерцало», Ф. Прокопович, И.И. Бецкой).
16. Ведомственная, общественная и частная благотворительность в России в XIX – начале XX в.в.
17. Развитие государственной и церковной социальной помощи в России в XIX – начале XX в.в.
18. Проблема трудновоспитуемости в теории и практике отечественной педагогики XIX века.
19. Проблемы семейного воспитания в отечественной педагогике XIX в.
20. Система социального воспитания в Советской России. (1917-1991 годы).
21. Проблема трудновоспитуемости в теории и практике отечественной педагогики советского периода. (А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, Болшевская коммуна под руководством М. С. Погребинского, Школа детской радости (школа-коммуна С.М. Ривеса и Н.М. Шульмана; Л.С. Выготский Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства, Развитие трудного ребенка и его изучение, Трудное детство; П.П. Блонский О так называемой моральной дефективности).
22. Проблема социального воспитания в наследии С.Т. Шацкого.
23. Проблемы семейного воспитания в трудах А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.
24. Благотворительность в Удмуртии в XIX – XX вв.
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы (далее - СР)
1) Вопросы подчеркнутые не нужно использовать для СР
2) Вопросы, выделенные курсивом, легче, чем остальные. А потому над подобным вопросом работает 1 человек
3) Прочие вопросы возможно и по 1 и по человека прорабатывать. ВЕСЬМА ЖЕЛАТЕЛЬНО, чтобы вопросы были распределены все. Чтобы над 1 вопросом не работало несколько студентов.
4) Выбираем вопрос. Из объема информации выбрать весь материал, подходящий к теме. И распределить по папкам.
ПАПКА (лучше назвать Фамилия студента и краткой формулировкой вопроса, например, Ворончихина Мор, Кампанелла и др.
В ней тоже папки: