Раздел III. Научно-теоретическое развитие социальной педагогики

В Новое время.

Тема 7 . Социально-педагогические идеи Я.А. Коменского

Разработка основ научной педагогики Я.А Коменским, выделение социально-педагогической составляющей педагогики и определение направления ее научного развития.

Выраженный социальный характер целевых установок педагогической системы Я. А. Коменского. Социально-педагогический смысл основных принципов его педагогической системы.

Признание народа первым и главным субъектом социализации. Ведущие социально-педагогические идеи как направления воспитания молодых поколений с целью эффективной подготовки к жизни в обществе. Разработка целостной системы социального воспитания молодежи, учитывающей особенности естественного (природного и социального) развития детей на основе взаимодействия семьи, школы и общества.

Определение социально-педагогических функций школы.

Разработка целей и задач семейного воспитания, признание семьи сознательным субъектом социально-педагогического процесса.

Тема 8 . Социально-педагогическая направленность

Концепции Д. Локка

Отражение в социально-философских взглядах Д. Локка особенностей экономического и политического развития общества.

Создание педагогической концепции, в которой общество уже не играет доминирующей роли в социализации и воспитании человека.

Трактовка воспитания в широком философском и социальном контексте взаимодействия личности с обществом как важнейшего средства социализации, приоритет индивидуального личностного начала. Критика теории «врожденных идей».

Разработка социально-педагогической программы подготовки молодого человека, соединение традиций светского (феодального) воспитания с новаторской прагматической направленностью. Создание научно-психологических основ воспитания как целостного процесса в единстве физического, нравственного и умственного развития ребенка.

Признание семьи основным субъектом социализации. Постановка вопросов о методах социального воспитания ребенка в семье, об организации досуга как одной из важных социально-педагогических проблем.

Новаторство и историческая ограниченность социально-педагогической модели подготовки ребенка к жизни в обществе.

Тема 9. Социально-педагогическая «модель»

Воспитания Ж.Ж Руссо

Отражение в социально-философских взглядах Ж.Ж Руссо особенностей экономического и политического развития общества.

Создание педагогической концепции, в которой общество уже не играет доминирующей роли в социализации и воспитании человека. Определение воспитания как средства устранения главных социальных недугов общества.

Развитие идеи первородности красоты и доброты в человеке, естественного права человека на свободу, равенство и любовь. Обусловленность процессов развития личности и формирования гражданина социальными и природными факторами, необходимость достижения гармонии двух сторон личности – человеческой и гражданской.

Социально-педагогическое значение основных принципов педагогической концепции Ж.Ж. Руссо. Взаимосвязь «естественного» и «свободного» воспитания. Противопоставление «общественного» (социального) и «естественного» воспитания.

Труд как ведущее средство воспитания «свободного» человека, социальный смысл трудового воспитания в концепции Ж.Ж. Руссо.

Основные противоречия воспитательной концепции Ж.Ж. Руссо, их историческая обусловленность.

Вклад Ж.Ж. Руссо в развитие социальной педагогики.

Тема109. Социально-педагогическая деятельность

И.Г. Песталоцци

И.Г. Песталоцци как один из первых представителей социального направления в педагогике.Истоки его социально-педагогических взглядов и убеждений. Факторы, обусловившие формирование педагогической позиции.

Идея преобразования общества путем воспитания его граждан, трактовка общественного порядка как «средства возвышения человека до его истинной человечности».

Основные цели и принципы социально-педагогической деятельности И.Г. Песталоцци. Характеристика структурных элементов системы социально-педагогической деятельности. Цель как социальное изменение и всестороннее совершенствование представителей беднейших слоев населения. Авторская трактовка принципов природосообразности, социальной обусловленности развития человека, принципа социального саморазвития. Особенности субъекта и объекта социального воспитания в системе социально-педагогической деятельности И.Г. Песталоцци. Основные направления и содержание воспитания. Требования к воспитательному учреждению. Методы, средства, условия эффективной реализации системы социально-педагогической деятельности.

Значение идей и опыта практической деятельности И.Г. Песталоцци для современной социальной педагогики.

Наши рекомендации