Тема 2. Основные истоки социальной педагогики

Происхождение социального воспитания как включение подрастающих поколений в социальную жизнь. Процесс социализации как процесс формирования личности определенного типа.

Объективная природа социального воспитания. Возрастающее влияние субъективного фактора на ход объективных процессов развития человеческого общества. Выделение социальной педагогики в самостоятельную отрасль педагогического знания.

Практика социального воспитания и перевоспитания как главный источник социальной педагогики. Первая форма существования социально- педагогического знания – народная педагогика, соединяющая в себе единство теории и практики социального воспитания. Народ как субъект культурно-исторического развития нации и государства.

Воспитание как социокультурный институт общеисторического развития в контексте определенной социализации. Социальное образование и воспитание - основополагающее условие и фактор формирования общественного сознания нации, сохранения самобытности и исторической перспективы народа, общества и государства.

Раздел 2. Зарождение и развитие социально-педагогической мысли и

Практики

Тема 3. Социально-педагогическая практика в первобытном обществе

Первобытное общество как архаическая форма общественного догосударственного устройства.

Различные концепции происхождения воспитания в первобытном обществе: эволюционно-биологическая, инстинктивно-подражательная.

Объективная природа социально-педагогической практики, возникшей одновременно в общинах на разных континентах, как целенаправленное взаимодействие взрослых и детей с целью обеспечения эффективного вхождения молодых членов общества в систему общественных отношений.

Сущностные отличия воспитания человека от действий животных по передаче опыта.

Основные этапы становления и развития воспитания в первобытном обществе. Особенности воспитания, социального по своей сути, в этот период, его органичность, целостность, комплексность, единство физического, нравственного, умственного и трудового воспитания, слияние обучения и воспитания.

Высокая эффективность социального воспитания в данный период, обеспеченная единством требований, целостной, непрерывной и всеобщей интериоризацией культуры.

Инициация как социально-педагогическое изобретение первобытного общества. Социально-педагогический смысл инициаций как своеобразного экзамена на социальную зрелость. Методы подготовки и проведения инициации. Община как основной субъект подготовки и проведения инициаций.

Социально-педагогический опыт древнейших государств.

Тема 4 . Идеи и практика социального воспитания

в античном мире

Становление новых подходов к воспитательно-образовательным проблемам в YII – Y вв. до н. э. на Западе. Социально-педагогическое наследие древнегреческих городов-государств. Спартанская и афинская воспитательная практика.

Зависимость процесса социализации от типа государственного устройства общества. Государственно-общественный характер социализации в античном обществе. Основные направления и цель социального воспитания. Положение ребенка в античном обществе.

Вклад Сократа, Аристотеля и Платона в развитие теории и практики социального воспитания.

Тема 5 . Социально-педагогический потенциал христианства

Зарождение христианской традиции воспитания на периферии Римской империи.

Социально-педагогическое значение идей христианства (открытость, демократичность и терпимость, перспектива самосовершенствования и приближения к божественному идеалу, равенство перед богом).

Образовательная направленность религии, призыв к добровольному служению людям и обществу, воспитанию в себе добродетелей, мудрости, благочестия и нравственности.

Психотерапевтическая, объединительная (соборная), воспитательная функции христианства.

Основные принципы, методы и формы христианского воспитания, их социально-педагогическая направленность.

Христианство о семье и семейном воспитании.

Тема 6 . Основы социальной педагогики в эпоху

Средневековья и Возрождения

Развитие воспитания, определяемое церковной культурой и христианской традицией, начиная с Y по ХIII вв. (в период раннего и развитого Средневековья).

Средневековое христианское представление о цели и смысле жизни. Сословно-корпоративное содержание социального воспитания. Строгая иерархичность общества, понятие «социального призвания» каждого человека, следование которому - залог сохранения общественной стабильности и порядка.

Специфика социального воспитания различных социальных групп общества. Общие педагогические идеалы религиозно-нравственной направленности. Ф. Аквинский о добродетели, о благоразумном отношении к земным благам.

Влияние церковной культуры на социально-педагогическую практику в вопросах семейного воспитания, гражданского и христианского долга родителей по отношению к детям, обществу и государству.

Зарождение гуманистических социально-педагогических взглядов в эпоху Возрождения (позднего Средневековья) в ХIY – ХYI вв. Возвращение к античным идеалам целей воспитания. Выдвижение задачи воспитания нового, более совершенного человека для улучшения общества. Постановка вопроса о свободе, достоинстве и правах ребенка. Обсуждение проблемы жестокости и насилия в средневековой школе.

Идеи гуманистической педагогики эпохи Возрождения как соединение социальности и нравственности, гармоничного развития человека, получившие свое воплощение в работах Э. Роттердамского, Ф. Рабле, в идеалистических социально-утопических проектах Т. Мора и Т. Кампанеллы, а также в практической деятельности В. да Фельтре.

Наши рекомендации