Тема 7. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО АСПЕКТА В ВОСПИТАНИИ В XVIII-XIX ВВ.
Тема 7. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО АСПЕКТА В ВОСПИТАНИИ В XVIII-XIX ВВ.
1. Социально-педагогическая направленность концепции Дж. Локка.
2. Философские и социально-педагогические взгляды К.А. Гельвеция и Д. Дидро.
3. «Социально-педагогическая» модель воспитания Ж.-Ж. Руссо.
4. Социально-педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци.
5. Вклад А. Дистервега в развитие социальной педагогики.
6. Социально-педагогический проект Р. Оуэна.
В XVII-XVIII вв. в западноевропейских странах шел процесс становления национальных государств, утверждались рыночные отношения и новые способы ведения хозяйства. В этих условиях возрастает роль воспитания и образования в хозяйственной и общественной жизни: нужен активный и инициативный человек, рационально мыслящий и действующий. Возникают идеи преобразования мира через воспитание и образование.
Социально-педагогическая направленность концепции Дж. Локка
Воспитанник Джона Локка должен быть подготовлен не только к успешному ведению коммерческих дел, но и осознавать свою гражданскую ответственность – быть полезным своей стране и своему классу.
Для выполнения своего предназначения и социальных функций джентльмен должен быть религиозен, физически здоров, обладать ясным и практичным умом, мужеством и волей. Стратегический ориентир и комплексная характеристика джентльмена – добродетельная жизнедеятельность. Главный критерий добродетельности – целесообразность и полезность стране и обществу.
Свою педагогическую концепцию Локк изложил в трактате «Мысли о воспитании» – программе подготовки делового человека капиталистического мира. Соединив традиции светского (феодального) воспитания с новаторской – прагматической направленностью, он создал воспитательную систему формирования личности буржуа как средство развития его основных гражданских, нравственных и деловых качеств.
Новаторство педагога заключалось и в том, что он стал первым разработчиком научно-психологических основ воспитания как единства физического, нравственного и умственного развития:
– физическое воспитание осуществлялось под девизом: «В здоровом теле здоровый дух». Дал практические рекомендации по закаливанию и выработке, умеренности;
– основу нравственного воспитания видел в выработке характера, развитии воли, нравственном дисциплинировании. Подчеркивал необходимость формирования устойчивых положительных привычек. Большую роль отводил примеру наставника. В процессе воспитания советовал избегать как физических наказаний так и особых поощрений и наград. Честь и позор – стимулы, на которые следует опираться в процессе воспитания. Допускал физические наказания за открытое неповиновение и чтобы сломить упрямство;
– цель образовательной программы – в развитии у учащихся способностей к самостоятельным суждениям, умозаключениям, а также сообщении начальных сведений по различным дисциплинам. Отмечал важность индивидуального подхода. Учебный процесс рекомендовал строить на любознательности, интересе, постепенно восходить от простого к сложному. Содержание обучения: чтение, письмо на родном языке, рисование, геометрия, арифметика, география, история, астрономия, законоведение, латинский (но не для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хозяйством). Исключил риторику, диалектику.
Джентльмен получал светское воспитание: танцы, фехтование, езда верхом; должен был усвоить несколько ремесел: столярных, токарных, плотничьи; получить навыки в стенографии, счетоводстве, гравировании.
Руководящий принцип его педагогики – утилитаризм(воспитание готовит к жизни, следовательно, оно должно вооружать будущего джентльмена полезными знаниями и умениями).
Настоящий джентльмен, по его определению, тот, кто умеет достичь собственного счастья, не препятствуя в этом в то же время и другим джентльменам.
Литература
1. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Академия, 2000. – С.98-102, 123-129, 146-149.
2. Джуринский А.Н. История педагогики. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С.179-180, 182-195, 232-235, 238-239.
3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / И.Н.Андреева, Т.С.Буторина, З.И.Васильева и др.; Под ред. З.И.Васильевой. – М.: Академия, 2001. – С.101-157, 231-238.
4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытнообщинном обществе до конца ХХ в. / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – С.206-221, 281-290, 306-316.
5. История социальной педагогики (Становление и развитие зарубежной социальной педагогики): Учебник / Под ред. В.И.Беляева. – М.: Гардарики, 2003. – С.119-149, 160-182.
6. История социальной педагогики: Хрестоматия-учебник: Учеб. пособие / Под ред. М.А.Галагузовой. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С.80-95, 101-149, 163-200.
7. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М.: Просвещение, 1982. – С.39-58, 64-75, 85-96.
8. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). – М.: Гардарики, 2003. – С.35-63.
9. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогике. – М.: Просвещение, 1981. – С.163-194, 203-264, 276-323, 353-430.
Тема 7. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО АСПЕКТА В ВОСПИТАНИИ В XVIII-XIX ВВ.
1. Социально-педагогическая направленность концепции Дж. Локка.
2. Философские и социально-педагогические взгляды К.А. Гельвеция и Д. Дидро.
3. «Социально-педагогическая» модель воспитания Ж.-Ж. Руссо.
4. Социально-педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци.
5. Вклад А. Дистервега в развитие социальной педагогики.
6. Социально-педагогический проект Р. Оуэна.
В XVII-XVIII вв. в западноевропейских странах шел процесс становления национальных государств, утверждались рыночные отношения и новые способы ведения хозяйства. В этих условиях возрастает роль воспитания и образования в хозяйственной и общественной жизни: нужен активный и инициативный человек, рационально мыслящий и действующий. Возникают идеи преобразования мира через воспитание и образование.