Организация рабочего места оператора ЭВМ.

Рабочее место - это оснащенное техническими средствами (средствами отображения информации, органами управления, вспомогательным оборудованием) производство, где осуществляется деятельность исполнителя. Организацией рабочего места называется система ме­роприятий по оснащению рабочего места средствами и предметами труда и размещению их в определенном порядке.

По условиям работы рабочее место оператора ЭВМ относится к индивидуальному рабочему месту для работы сидя. Производственная деятельность оператора ЭВМ, заставляет его продолжительное время находиться в сидячем положении, которое является вынужденной позой, поэтому организм постоянно испытывает недостаток в подвижности и активной физической деятельности. При выполнении работы сидя большую роль играет плечевой пояс. Перемещение рук в пространстве влияет не только на работу мышц плечевого пояса и спины, но и на положение позвоночника, таза и даже ног. Следовательно правильная организация рабочего места играет большую роль для сохранения и поднятия работоспособности оператора ЭВМ.

Рабочее помещение. Естественное освещение в рабочем помещении осуществляется через окно, расположенное слева от рабочего места и оснащенное занавесками. Помещение оснащено системами отопления и кондиционирования, также имеется огнетушитель ОУ-2 (углекислотный вместимостью 2л). Площадь помещения равна 11,2 м2 (4м * 2,8м). Объем помещения равен 33,6 м3 (4м* 2,8м*3м).

В соответствии с СанПиН 2.2.2.542 – 96 [24] рабочие места с ЭВМ по от­ношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева; оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.; помещения с ЭВМ должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования воздуха или эффективной приточно - вытяжной вентиляций; помещения с ЭВМ должны быть оснащены углекислотными огнетушителями; площадь на одно рабочее место с ЭВМ должна составлять не менее 6 м2, а объем - не менее 20 м3.

Основными элементами рабочего места оператора ЭВМ является рабочее кресло, рабочий стол, экран дисплея и клавиатура.

Рабочее кресло подъемно - поворотное и регулируемое по высоте и углам наклона спинки, а также - расстоянию спинки от переднего края сиденья.

В соответствии с СанПиН 2.2.2.542 – 96 [25]:

Рабочее кресло должно соответствовать следующим требуемым параметрам:

- регулировка высоты поверхности сиденья должна быть в пределах 400 - 550 мм и углов наклона вперед до 15 град. и назад до 5 град.;

- высота опорной поверхности спинки должна быть 300 ± 20 мм;

- угол наклона спинки в вертикальной плоскости в пределах 0 ± 30 гра­дусов;

- регулировка расстояния спинки от переднего края сиденья в преде­лах 260 - 400 мм;

- регулировка подлокотников по высоте над сиденьем в пределах 230 ± 30 мм и внутреннего расстояния между подлокотниками в преде­лах 350 - 500 мм;

Рабочий стол должен соответствовать следующим требуемым параметрам:

- высота рабочей поверхности стола должна составлять 725 мм;

- рабочий стол должен иметь пространство для ног глубиной на уровне колен - не менее 450 мм и на уровне вытянутых ног - не менее 650мм;

Рабочее место должно быть оборудовано подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по вы­соте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности под­ставки до 20 градусов. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм;

Рабочее место должно быть оснащено легко перемещаемым пюпитром для документов.

Принятие данных мер позволяет повысить работоспособность оператора ЭВМ.

Для повышения работоспособности можно также использовать такие средства, как: смена способов работы. Например, обучение оператора про­изводится с таким расчетом, чтобы он мог овладеть несколькими способами выполнения той или иной операции. Чередование труда и отдыха. В психологии и физиологии труда установлено, что эффективность труда повышается в том случае, если в течение смены устраивать короткие паузы. Наиболее эффективными являются перерывы, устраиваемые не тогда, когда начинает уменьшаться производительность труда, а при появлении нерегулярности и вариантности действий. Сюда же относится вопрос об активизации отдыха (о производственной гимнастике, о смене рабочих мест, о функциональной музыке и др.)

Пожарная безопасность

Пожар - это неконтролируемое горение (химический процесс соединения вещества с кислородом, сопровождающийся выделением тепла и света) вне специального очага, нано­сящее материальный ущерб. Пожары наносят громадный материальный ущерб и в ряде случаев сопровождаются гибелью людей. Поэтому защита от пожаров является важнейшей обязанностью каждого члена общества и проводится в общегосударственном масштабе.

Опасными факторами пожаров являются:

- пламя, искры характеризующиеся количеством теплового потока на единицу поверхности;

- повышенная температура; человек начинает ощущать боль от теплового воздействия при температуре поверхности более 45 С;

- повышенная концентрация СО + другие токсичные продукты горения; концентрация до 3 % может привести к потери сознания, до 10 % - смерть;

- пониженная концентрация кислорода в воздухе с 17 % - головокруже­ние, с 13 % - головные боли, с 9 % - потеря сознания, с 6 % - смерть.

Пожарная безопасность– это состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения используются необходимые меры по устранению негативного влияния опасных факторов пожара на людей, сооружения и материальных ценностей.

Пожарная безопасность обеспечивается системами предотвращения пожара и пожарной защиты. Система предотвращения пожара включает комплекс мероприятий, направленных на предупреждение пожара или уменьшение его последствий. Пожарная защита - меры, обеспечивающие успешную борьбу с пожарами или взрывоопасной ситуацией.

Пожар в рабочем помещении оператора ПЭВМ может привести к очень неблагоприятным последствиям (потеря ценной информации, порча имущества, гибель людей и т.д.), поэтому предлагается: выявить и устранить все причины возникновения пожара; разработать план мер по ликвидации пожара в здании; план эвакуации людей из здания.

В рабочем помеще­нии оператора ПЭВМ нет легко воспламеняющихся, самовозгорающихся и взрывчатых веществ, мощных электроустановок и искрящегося оборудования, механизмов с движущимися частями, износ и коррозия которых могли бы привести к пожару.

Возможными источниками воспламенения могут быть:

- неисправное электрооборудование, неисправности в электропроводке, электрических розетках и выключателях. Для исключения возникновения пожара по этим причинам предлагается вовремя вы­являть и устранять неисправности, проводить плановый осмотр и своевременно устранять все неисправности;

- попадание в здание молнии. В летний период во время грозы возможно попадание молнии вследствие чего возможен пожар. Во избежание этого рекомендуется установить на крыше здания молниеотвод;

- несоблюдение мер пожарной безопасности и курение в помещении также может привести к пожару. Для устранения возгорания в результате курения в рабочем помещении предлагается категорически запретить курение, а разрешить только в строго отведенном для этого месте.

В целях предотвращения пожара предлагается проводить с операторами, работающими в помещении, противопожарный инструктаж, на котором ознакомить операторов с правилами противопожарной безопасности, а также обучить использованию первичных средств пожаротушения.

Система противопожарной защиты обеспечивается:

- применением первичных средств пожаротушения. Рабочее помеще­ние оператора ПЭВМ оборудовано одним огнетушителем ОУ-2 (уг­лекислотный вместимостью 2 л), в коридоре этажа здания имеется два углекислотных огнетушителя ОУ-5 и ОУ-8 (углекислотные вместимостью соответственно 5 и 8 л);

- применением автоматической пожарной сигнализации.

Основные элементы пожарной сигнализации:

- тепловые датчики и ручные включатели, размещенные в рабочем помещении оператора ЭВМ и в коридоре этажа здания;

- электронно-усиленный блок, обеспечивающий дистанционный контроль за состоянием датчиков;

- исполнительный блок, с помощью которого включается блок сигнализации.

Система оповещения о пожаре имеет следующие оповещатели:

- звуковой (сирена);

- световой (световые оповещатели “Выход”).

В рабочем помещении количество средств пожаротушения соответствует нормам. Применение углекислотных огнетушителей обусловлено следующим. Углекислота является эффективным химическим средством пожаротушения. При быстром испарении углекислоты образуется снегообразная масса, кото­рая, будучи направлена в зону пожара, снижает концентрацию кислорода и охлаждает горящее вещество. Огнетушители с таким составом предназна­чены для тушения небольших очагов пожара, применяются в закрытых по­меще­ниях и могут быть использованы в электроустановках, находящихся под напряжением, вследствие низкой электропроводности углекислоты.

В соответствии с НПБ-110-03 [26] для общественных зданий, предусматри­вающих эксплуатацию ПЭВМ, необходима установка автоматической по­жарной сигнализации.

В соответствии НПБ-104-03 [27] для общественных зданий, предусматри­вающих эксплуатацию ПЭВМ, система оповещения о пожаре должна соответствовать третьему типу и иметь следующие оповещатели:

- речевой (передача специальных сигналов);

- световые оповещатели “Выход”.

Также допускается (не является обязательным) использование звуковых извещателей (сирена, тонированный сигнал), световых мигающих указателей и статических световых указателей направления движения.

В здании рабочего помещения не используется речевой оповещатель. Следовательно необходимо принятие соответствующих мер по модернизации системы оповещения.

В случае возникновения пожара необходимо при возможности отключить электропитание, вызвать по телефону пожарную команду, эвакуировать людей из помещения согласно плану эвакуации, и при возможности приступить к ликвидации пожара огнетушителями. При наличии небольшого очага пламени можно воспользоваться подручными средствами с целью прекращения доступа воздуха к объекту возгорания.

ВЫВОД

В результате выполнения дипломной работы мною были получены теоретические и практические знания о построении автоматизированных обучающих систем. Какими характеристиками должна обладать АОС, в чем их положительные и отрицательные стороны. Было изучено, как и где лучше применять АОС.

На основе анализа научно-методических источников выявлены современные концепции и методы построения ИКОС в целом и методы управления их работой, определены требования к системам управления интеллектуальными компьютерными обучающими системами со стороны предметной области с учетом условий работы системы. Определены достоинства и недостатки существующих систем.

Был изучен материал по внедрению АОС и способу его применения в школах и ВУЗах.

Показано, что современные системы компьютерного обучения адаптируют алгоритмическое и программное обеспечение только к классу учебных материалов, а не непосредственно к конкретной теме, разделу предметной области. Что затрудняет выбор новой обучающей процедуры на каждом шаге процесса обучения и не дает возможности гибкой смены обучающих стратегий в зависимости от изменения ситуации обучения, усталости обучаемого, различных отвлекающих факторов и т. п.

Получен практический опыт по проектированию обучающей системы, в том числе практический опыт по созданию справочной АОС, с использованием видео уроков, и обучающей системы с контролем знаний в виде приложения для Windows.

Рассмотрены проблемы обучения слабослышащих студентов, а также решения этих проблем на практике, при создании видео уроков для справочной системы для слабослышащих.

К основным результатам работы можно отнести следующие:

1. Проведен анализ существующих автоматизированных обучающих систем. Показана необходимость ориентации АОС на использование мультимедийных технологий, при обучении.

2. Предложен способ построения полнофункциональных АОС с открытой архитектурой, применение которого обеспечивает:

- использование вычислительных ресурсов сети для выполнения функций обучающей системы;

- осуществление адаптивного управления над процессом обучения на основе знаний о предметной области и об обучаемом;

- использование в обучающих системах произвольных методик преподавания и контроля знаний.

3. На основе разработанных методов создан проект АОС для слабослышащих с контролем знаний в виде тестов.

Результат работы можно применить в дальнейшем при проектировании и создании автоматизированных обучающих систем.


Наши рекомендации