Тема 3. Развитие европейской философии в V – XVIII вв

Тестовые задания:

1. Квинт Тертуллиан провозгласил:

а) «Христианское откровение упраздняет мудрость мира сего»;

*б) «Верую, потому что нелепо»;

в) «Божественное и дьявольское постоянно борются между собой»;

г) «Ищите и обрящете».

2. Он был рожден в семье римского чиновника, учился риторике у скептиков, затем был приверженцем манихейства, но, перейдя в христианство, стал виднейшим из отцов западной церкви:

а) Иероним Блаженный;

б) Амвросий Медиоланский;

*в) Аврелий Августин;

г) Василий Кессарийский.

3. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

а) исследовать социальную действительность;

б) исследовать природу;

*в) найти рациональные доказательства веры;

г) сформировать христианскую философию в противовес языческой.

4. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:

а) атомизмом;

*б) томизмом;

в) августинизмом;

г) папизмом.

5. Фома Аквинский, развивая теорию отдельных душевных сил или свойств в духе Аристотеля, считал, что:

*а) разумная душа находится в зависимости от сенситивной, возвышаясь над вегетативной;

б) вегетативная душа определяет сенситивную и разумную душу;

в) разумная душа возвышается над вегетативной и сенситивной;

г) сенситивная душа определяет вегетативную, а та, в свою очередь, руководит разумом.

6. Номинализм в своей атаке на строгую рационализацию религиозных догматов, тем самым:

а) укрепил христианскую теологию;

*б) подготовил почву для отделения теологии от философии;

в) поставил на новую основу авторитарное положение церкви;

г) затормозил формирование позитивизма Нового времени.

7. Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в:

а) Нидерландах;

б) Германии;

*в) Италии;

г) России.

8. Термин «реформация» имеет отношение к критике:

*а) католической церкви;

б) английской буржуазии;

в) французских рантье;

г) немецкого бюргерства.

9. Наиболее выдающимся представителем немецкого реформационного движения является:

а) Виклиф;

б) Ян Гус;

в) Жан Кальвин;

*г) Мартин Лютер.

10. Лютер выступал против идеи о том, что:

а) человек может напрямую обращаться к богу;

*б) церковь — единственный посредник между богом и человеком;

в) священники не могут отпускать мирянам грехи;

г) человек полон чувства вины и греха.

11. В учении Кальвина, как и Лютера, значительное место занимает учение о:

а) личной свободе и творческой активности человека;

*б) предопределении как вечном спасении только по воле бога;

в) независимости человека от социального окружения и государства;

г) ведущей роли католической церкви в деле спасения человеческой души.

12. Религиозно-философские воззрения Томаса Мюнцера были близки к идеям:

а) мистического индивидуализма;

б) античного платонизма;

*в) утопического коммунизма;

г) римского цезарепапизма.

13. Тонкий дипломат и проницательный государственный деятель, Н. Макиавелли рассматривал политику как:

а) божественную волю, реализуемую через поступки людей;

б) своеобразное отражение моральных норм, однозначно определяющих человеческие поступки;

*в) автономную сторону человеческой деятельности, воплощение свободной человеческой воли, корректируемую естественными законами жизни и человеческой психологии;

г) систему религиозных догматических установлений, контролирующих жизнь общества и государства.

14. Понимание Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется другими как:

*а) гуманизм;

б) объективизм;

в) цинизм;

г) анархизм.

15. В философии политики Жана Бодена (1530—1596) государство рассматривается как:

а) гарант социальной справедливости и равенства всех граждан перед законом;

б) форма осуществления власти церкви над обществом;

в) власть нескольких семей, при которой монарх является абсолютным источником права и политики;

г) политическая власть аристократии, которая для управления обществом формирует выборный коллегиальный орган.

16. Идеолог голландской буржуазной революции Гуго Гроций философски обосновал теорию:

а) абсолютного (божественного) права, при котором реализуется проявление божьего суда;

*б) естественного права, когда его сущность отражает общечеловеческую природу;

в) государственного права, когда оно создается управляющей верхушкой для решения своих проблем;

г) эгалитарного права, когда признаются права и свободы всех граждан государства.

17. Термин «утопия» означает буквально:

а) удаленный остров;

б) идеальное государство;

*в) несуществующее место;

г) великая мечта.

18. Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело:

а) развитие протестантизма как нового направления мирового христианства;

*б) формирование наук, в первую очередь, естественных;

в) становление абсолютной монархии;

г) подъем народного и революционного движения.

19. По мнению большинства историков философии, Ф. Бэкон являлся родоначальником европейского:

а) идеализма и стоицизма;

б) объективизма и скептицизма;

*в) материализма и эмпиризма;

г) позитивизма и прагматизма.

20. По Ф. Бэкону, эмпирия — это:

*а) опыт, опирающийся на эксперимент;

б) изолированное чувственное восприятие;

в) форма, присущая самой вещи;

г) мыслительный образ вещи, отраженный в сознании.

21. Основной рабочий метод Ф. Бэкона — это:

а) анализ;

б) синтез;

в) дедукция;

*г) индукция.

22. Прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую», Декарт утверждал:

а) «верую, потому что нелепо»;

*б) «во всем должно сомневаться»;

в) «любовь движет солнца и светила»;

г) «знание — сила».

23. Главным атрибутом материи, по Декарту, является:

а) делимость;

*б) протяженность (распространенность);

в) вечность;

г) изменчивость.

24. Основным методом получения истинных и практически полезных фактов Декарт считал:

а) созерцательный анализ;

б) эмпирическую индукцию;

*в) рациональную дедукцию;

г) спекулятивный синтез.

25. Целый ряд философских направлений, развивающих идеи Декарта, в истории философии называют:

*а) картезианством;

б) сенсуализмом;

в) реализмом;

г) деизмом.

26. Философия Декарта сыграла значительную роль в становлении:

а) диалектического материализма;

*б) механистического естествознания;

в) объективного идеализма;

г) протестантской теологии.

27. Так Гоббс называет «склонность людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное, из тщеславного самолюбия, права всех на все»:

а) социальный упадок;

*б) естественное состояние;

в) природное заблуждение;

г) психическое отклонение.

28. По Гоббсу, государство — это «великий Левиафан», началом рождения которого можно считать момент, когда:

а) великий вождь захватывает власть в племени и силой покоряет остальных;

б) старейшины убеждают соплеменников покориться власти одного человека или группы людей;

в) жрецы обманом устанавливают власть богатых и знатных;

*г) каждый человек добровольно отрекается от права владеть самим собой.

29. Гоббс является последовательным сторонником той государственной власти, которую мы можем назвать сегодня:

*а) монархической;

б) демократической;

в) аристократической;

г) олигархической.

30. По мнению Дж. Локка, свобода человека:

а) абсолютна и никем не контролируема;

б) относительна, зависит от конкретных условий жизни человека;

*в) ограничена свободой других людей;

г) ограничена силой государства.;

31. Впервые в философии политики Дж. Локк в своей работе «Два трактата об управлении государством» предлагает идею:

а) демократического централизма;

б) просвещенной монархии;

*в) разделения властей;

г) общественного договора.

32. В основе философской системы Спинозы лежит учение о:

а) методе;

б) акциденции;

*в) субстанции;

г) боге.

33. В философии Джорджа Беркли «быть» означает:

а) существовать независимо от нашего сознания;

б) определяться совокупностью свойств в пределах субстанции;

*в) быть воспринимаемым ощущениями;

г) существовать в человеческом представлении.

34. Беркли отрицал существование:

*а) материи;

б) Бога;

в) ощущений;

г) сознания.

35. «Позитивные» законы Монтескье разделял на три основных типа, к которым не относятся:

*а) естественные;

б) международные;

в) политические;

г) гражданские.

36. По Монтескье, естественным доисторическим состоянием человечества был закон:

а) войны всех против всех;

*б) мира всех со всеми;

в) общественного договора;

г) борьбы за существования.

37. Представление о «духе законов» Ш. Монтескье положило начало направлению:

а) духовного монизма;

*б) географического детерминизма;

в) европейского гуманизма;

г) социального фатализма.

38. Для Вольтера равенство людей — это, прежде всего, равенство:

а) природное;

б) имущественное;

в) политическое;

*г) сословное.

39. Для Ж. Ж. Руссо равенство людей — это равенство:

*а) природное;

б) имущественное;

в) политическое;

г) сословное.

40. Руссо считал единственно справедливым правителем общества и сувереном:

а) просвещенного монарха;

б) избранного президента;

*в) объединенный народ;

г) парламент.

41. Согласно Руссо, посредством общественного договора человек обретает:

а) собственную свободу;

б) неограниченное право;

*в) гражданское право;

г) естественное право.

Тема 4.
Немецкая классическая философия. Развитие европейской философии в XIX в.

Тестовые задания

1. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:

а) вещь в себе;

*б) феномен;

в) ноумен;

г) интеллектуальный синтез.

2. В этике Канта обосновывается нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку:

а) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости;

*б) человек — это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения;

в) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;

г) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе.

3. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:

а) соответствует действующему закону;

б) доставляет личное удовлетворение;

*в) подчинен абстрактному чувству долга;

г) связан с гуманными или дружескими чувствами.

4. В этике Канта современники усмотрели:

а) основу новой системы права;

*б) моральное доказательство существования бога;

в) истоки нового естествознания;

г) основы современной метафизики.

5. Необходимым условием сознания, по Шеллингу, является:

*а) постоянное общение людей;

б) автономная деятельность Я в отношении внешнего мира;

в) взаимодействие с высшим духом;

г) неосознанная деятельность инстинктивного Я.

6. Последователи Гегеля отвергли его мнение о необходимости совпадения воедино государственной власти, религии и принципов философии. Это:

а) правые гегельянцы;

б) старогегельянцы;

*в) младогегельянцы;

г) неогегельянцы.

7. Фейербах называл способ иллюзорного, мнимого удовлетворения человеком своих потребностей (в тех объективных условиях, когда его активность не приводит к реальным последствиям):

а) политикой;

б) философией;

в) наукой;

*г) религией.

8. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика:

а) права;

б) государства;

в) Абсолюта;

*г) любви.

9. Центром мировоззрения К. Маркса считается:

*а) материалистическое понимание истории;

б) категорический императив;

в) безосновная воля;

г) диалектика абсолютного духа.

10. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:

а) сознания;

*б) производительных сил;

в) мирового исторического процесса;

г) взаимодействия бога и природы.

11. Шопенгауэр считал, что жизнь людей, в принципе — это:

а) удел радостей и прогресса;

*б) цепь тревог, разочарований и мучений;

в) подобие маятнику — от безмятежного счастья к горечи и страданию и наоборот;

г) серая и безликая «жизнь насекомых».

12. Согласно Шопенгауэру, человеческая история — это:

а) прогрессивное движение к обществу всеобщего благоденствия;

б) неизбежное приближение Страшного Суда;

в) бессмысленное сплетение событий;

*г) непредсказуемая игра случайности, отражающая внутреннюю закономерность.

13. Согласно учению О. Конта, развитие человеческого общества проходит последовательно три стадии или состояния человеческого духа:

а) мифологическую — философскую — позитивную;

*б) теологическую — метафизическую — позитивную;

в) религиозную — позитивную — натуралистическую;

г) философскую — позитивную — религиозную.

14. Социальным принципом О. Конта была формула:

а) жить, чтобы жить;

б) жить ради дела;

в) жить для себя;

*г) жить для других.

15. Глава позднего позитивизма Д.С. Милль разработал учение о принципах неполной:

а) дедукции;

*б) индукции;

в) этики;

г) семантики.

16. Г. Спенсер сформулировал свой основополагающий закон о том, что непрерывное перераспределение существующих телесных частиц и их движений — это:

*а) эволюция;

б) революция;

в) стагнация;

г) трансформация.

17. «Философия жизни» — это философское направление, которое сосредоточено на:

а) создании научных теорий и систем;

б) формулировании основных нравственных законов;

*в) полноте переживаний в духовной внутренней жизни человека;

г) созерцании бесконечных изменений в природе и обществе.

18. В философии Ф. Ницше основным понятием является:

а) безосновная воля;

б) воля к жизни;

*в) воля к власти;

г) воля как «жизненный порыв».

19. В области социальных явлений Ницше рассматривал волю к власти как основу:

а) государственного права;

б) прав и свобод человека;

*в) права сильного;

г) права на жизнь.

20. В области этики Ницше выдвинул основной девиз провозглашенной им «переоценки ценностей»:

а) «Человек — это звучит гордо!»;

*б) «Горе слабому!»;

в) «Человек человеку — бог»;

г) «Будьте кротки как голуби и мудры как змеи».

Наши рекомендации