Способы позаботиться o самом себе
Упражнение 6. «Лавина». Это упражнение описано в книге Зимбардо: «Представьте, что ваш дом занесло снегом во время выходных, вы не можете ни выбраться, ни связаться c кем-нибудь, ни получить помощь раньше понедельника. Вы совсем одни, у вас нет никаких обязанностей, никакой домашней работы. Придумайте, как вы используете эту критическую ситуацию, чтобы создать себе веселое времяпровождение. У вас есть хорошая еда, вино, музыка, книги, игры, горячая вода, ручка и бумага, но нет телевизора и радио». После того как работа завершена, участникам предлагается осуществить эти планы в ближайший выходной: «Стоит ли ждать, когда ваш дом занесет снегом?»
B процессе обсуждения этого упражнения родители составляют список понравившихся им способов позаботиться o себе.
Решение проблем, непосредственно затрагивающих жизнь родителя.
Родители знакомятся c принципами составления «Я-высказываний» для решения своих проблем.
Подведение итогов занятия.«Поддержка».
Домашнее задание
1) Ежедневно заботиться o себе.
2) Обсудить на семейном совете вопрос o более справедливом, равноправном распределении обязанностей в семье.
3) Предложить ребенку подумать, как можно заботиться o родителях.
ЗАНЯТИЕ 8
КОНФЛИКТЫ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ
Цель: знакомство c понятием «отрицательное внимание; осознание своих типичных реакций в конфликтных ситуациях; обучение конструктивному решению конфликтов.
Обсуждение домашнего задания
Необходимо обратить внимание родителей на то, что забота o себе вовсе не обязательно требует больших затрат времени, поэтому типичные самооправдания по типу «не хватает времени» можно считать проявлением защитной реакции на изменение привычной ситyации. Часто приходится сталкиваться и c сопротивлением семейной системы изменениям в поведении одного из ее членов. Здесь необходимо соблюдать корректное равновесие между стимулированием личностных изменений и сохранением стабильности семейного уклада.
Психологическая разминка
для введения участников в парадигму понятия «конфликт» можно использовать самые разные психотехники. Предлагаем одну из них.
Упражнение 1. «Внимание, конфликт!» Участникам предлагается придумать и нарисовать знак, предупреждающий o назревающем конфликте. Затем выбирается лучшее символическое изображение либо группа пытается объединить все идеи в одном общем знаке (последний вариант предпочтительнее, особенно в рамках данной тематики).
Понятие«отрицательное внимание»
Передача ребенку ответственности часто приводит к, казалось бы, противоположным результатам: ребенок начинает себя вести еще хуже, общение c ним становится более конфликтным. Это связано c проявлением одного из базовых, глубинных человеческих страхов: страха перед неизвестностью, перед новым опытом. Способ, c помощью которого дети добиваются возвращения старой, привычной ситуации, состоит в том, чтобы вынудить кого-либо еще принимать решения за них. Этот процесс и называется поиском «отрицательного внимания». Понимание его механизма позволяет грамотно решать многие конфликтные ситуации. Прежде всего, необходимо развести понятие «конфликт» и ситуацию его эмоционального отреагирования. Под конфликтом будем понимать столкновение разнонаправленных интересов, a не сцену его аффективного проявления, как это обычно принято.
Упражнение 2. «Конфликтная ситуация». Разыгрывание конфликтных ситуаций, предъявленных участниками тренинга, в стиле психодрамы.
Подведение итогов занятия.«Поддержка».
Домашнее задание
1) Поиск индивидуальных способов саморегуляции эмоционального состояния в конфликте.
2) Отработка стратегии сотрудничества при решении конфликтных ситуаций.
ЗАНЯТИЕ 9
РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРАКТИКУМ
Цель: отработка комплексного применения опыта полученного в тренинге, для решения конкретных педагогических задач; подведение итогов работы группы, осознание позитивных изменений в сфере детско-родительскик взаимоотношений.
Психологическая разминка
На итоговом занятии возникает необходимость в специально организованной процедуре получения психологом и участниками «обратной связи» от группы. Упражнение для разминки может помочь в решении этой задачи.
Упражнение 1. «Парадоксальная социометрия». На листе бумаги расположены по кругу имена всех членов группы. Участники по очереди проводят от своего имени стрелку к имени того участника, который им больше всех нравится, произнося при этом такую фразу: «Я тебя люблю, но мне не нравится, что ты...»