Способы позаботиться o самом себе

Упражнение 6. «Лавина». Это упражнение описано в книге Зимбардо: «Представьте, что ваш дом занес­ло снегом во время выходных, вы не можете ни выб­раться, ни связаться c кем-нибудь, ни получить помощь раньше понедельника. Вы совсем одни, у вас нет ни­каких обязанностей, никакой домашней работы. При­думайте, как вы используете эту критическую ситуа­цию, чтобы создать себе веселое времяпровождение. У вас есть хорошая еда, вино, музыка, книги, игры, горячая вода, ручка и бумага, но нет телевизора и ра­дио». После того как работа завершена, участникам предлагается осуществить эти планы в ближайший выходной: «Стоит ли ждать, когда ваш дом занесет снегом?»

B процессе обсуждения этого упражнения родители составляют список понравившихся им способов поза­ботиться o себе.

Решение проблем, непосредственно затрагивающих жизнь родителя.

Родители знакомятся c принципами составления «Я-вы­сказываний» для решения своих проблем.

Подведение итогов занятия.«Поддержка».

Домашнее задание

1) Ежедневно заботиться o себе.

2) Обсудить на семейном совете вопрос o более спра­ведливом, равноправном распределении обязанностей в семье.

3) Предложить ребенку подумать, как можно заботить­ся o родителях.

ЗАНЯТИЕ 8

КОНФЛИКТЫ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Цель: знакомство c понятием «отрицательное вни­мание; осознание своих типичных реакций в конфликт­ных ситуациях; обучение конструктивному решению кон­фликтов.

Обсуждение домашнего задания

Необходимо обратить внимание родителей на то, что забота o себе вовсе не обязательно требует больших затрат времени, поэтому типичные самооправдания по типу «не хватает времени» можно считать проявлением защитной реакции на изменение привычной ситyации. Часто приходится сталкиваться и c сопротивлением семейной системы изменениям в поведении одного из ее членов. Здесь необходимо соблюдать корректное равновесие между стимулированием личностных изме­нений и сохранением стабильности семейного уклада.

Психологическая разминка

для введения участников в парадигму понятия «кон­фликт» можно использовать самые разные психотех­ники. Предлагаем одну из них.

Упражнение 1. «Внимание, конфликт!» Участникам предлагается придумать и нарисовать знак, предупреж­дающий o назревающем конфликте. Затем выбирается лучшее символическое изображение либо группа пы­тается объединить все идеи в одном общем знаке (по­следний вариант предпочтительнее, особенно в рам­ках данной тематики).

Понятие«отрицательное внимание»

Передача ребенку ответственности часто приводит к, казалось бы, противоположным результатам: ребенок начинает себя вести еще хуже, общение c ним стано­вится более конфликтным. Это связано c проявлением одного из базовых, глубинных человеческих страхов: страха перед неизвестностью, перед новым опытом. Способ, c помощью которого дети добиваются возвра­щения старой, привычной ситуации, состоит в том, что­бы вынудить кого-либо еще принимать решения за них. Этот процесс и называется поиском «отрицательного внимания». Понимание его механизма позволяет гра­мотно решать многие конфликтные ситуации. Прежде всего, необходимо развести понятие «конфликт» и си­туацию его эмоционального отреагирования. Под кон­фликтом будем понимать столкновение разнонаправ­ленных интересов, a не сцену его аффективного прояв­ления, как это обычно принято.

Упражнение 2. «Конфликтная ситуация». Разыгрыва­ние конфликтных ситуаций, предъявленных участника­ми тренинга, в стиле психодрамы.

Подведение итогов занятия.«Поддержка».

Домашнее задание

1) Поиск индивидуальных способов саморегуляции эмоционального состояния в конфликте.

2) Отработка стратегии сотрудничества при решении конфликтных ситуаций.

ЗАНЯТИЕ 9

РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРАКТИКУМ

Цель: отработка комплексного применения опыта полученного в тренинге, для решения конкретных пе­дагогических задач; подведение итогов работы группы, осознание позитивных изменений в сфере детско-ро­дительскик взаимоотношений.

Психологическая разминка

На итоговом занятии возникает необходимость в спе­циально организованной процедуре получения психо­логом и участниками «обратной связи» от группы. Уп­ражнение для разминки может помочь в решении этой задачи.

Упражнение 1. «Парадоксальная социометрия». На листе бумаги расположены по кругу имена всех членов группы. Участники по очереди проводят от своего име­ни стрелку к имени того участника, который им больше всех нравится, произнося при этом такую фразу: «Я тебя люблю, но мне не нравится, что ты...»



Наши рекомендации