Нечто неизменное, то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, сущность, лежащая в основе всего существующего. 7 страница

МАТЕРИАЛИЗМ –влиятельное течение в западной философии, которое видит основу всей действительности в материальном начале. Наиболее известны античный материализм (Демокрит, Эпикур), механистический материализм Нового времени и эпохи Просвещения, диалектический и исторический материализм К. Маркса.

МЕТАФИЗИКА– 1) философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. Термин восходит к названию, данному Андроником Родосским (I в. до н. э.) сочинению Аристотеля об умопостигаемых началах бытия. В современной философии термин «метафизика» часто употребляется как синоним философии; 2) противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития.

МЕТОД –способ достижения определенной цели, совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.

МИКРОКОСМ И МАКРОКОСМ –обозначение человека и мира как двух неразрывно связанных между собой частей. Микрокосм, малый космос – человек как отражение, зеркало, символ, центр силы и разума мира как космоса (маркосма, большого космоса).

МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.

МИФОЛОГИЯ –древнейшая форма мировоззрения и деятельности людей, которая основывалась не на разуме, а на чувствах и эмоциях.

МЫШЛЕНИЕ – высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.

НАУКА – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира;

НЕОБХОДИМОСТЬ –философская категория, выражающая объективную закономерность и обусловленность явления, процесса или человеческого действия.

НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (Николай Кребс) (1401–1464) – фи­лософ, теолог, ученый, церковно-политический деятель. Ближайший советник папы Пия II, кардинал (1448), в творчестве Николая Кузанского были заложены основы для пантеистического взгляда на мир и гуманистического взгляда на человека.

НИРВАНА – центральное понятие буддийской философии и религии, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. Психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего ми­ра; в ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием нирваны возникает и представление о ней как абсолюте.

НООСФЕРА – новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР –получившая широкое распространение в социально-политической мысли Нового вре­мени (Т. Гоббс, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо) теория происхождения государства, в результате договора между людьми, в котором предусматривался добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти.

ОБЩЕСТВО, в широком смысле – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле – исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (напр., общество, противопоставленное государству, у Гегеля).

ОБЪЕКТ – философская категория, выражающая то, что про­тивостоит субъекту в его предметно-практической и позна­вательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект.

ОНТОЛОГИЯ – раздел философии, учение о бытии.

ОРТЕГА-И-ГАССЕТ Хосе (1883–1955) – современный испанский философ и публицист, представитель «философии жизни» и философской антропологии.

ОТЧУЖДЕНИЕ – обозначение социального процесса, в котором деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Выражается в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом труда, в превращении личности в объект манипулирования со стороны господствующих социальных групп. Понятие О. было теоретически обосновано К. Марксом.

ПАНТЕИЗМ – религиозные и философские учения, отождествляющие Бога и мировое целое. Характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системы Б. Спинозы, отождествившего понятия «Бог» и «природа».

ПАРМЕНИДиз Элеи (период расцвета 504–501 гг. до н. э.) – древнегреческий философ, основатель элейской школы. Первым провел принципиальное различие между умопостигаемым, неизменным и вечным («единым»), бытием (сфера истинного знания) и чувственно воспринимаемой изменчивостью и преходящей текучестью всех вещей (сфера «мнения»); сформулировал идею тождества бытия и мышления, тем самым став у истоков идеализма.

ПОЗИТИВИЗМ –направление в философии и науке (со вре­мен Канта), которое исходит из «позитивного», т. е. из данного, фактического, устойчивого, несомненного, и ограничивает ими свое исследование и изложение, а абстрактные философские («метафизические») объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными. Система позитивизма была создана в I половине ХІХ в. О. Контом; известны «второй позитивизм» (Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль), эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус), неопозитивизм (Л. Витгенштейн), постпозитивизм (К. Поппер).

ПОНЯТИЕ – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия – выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса.

ПОСТМОДЕРН –идейно-стилистическое направление, социокультурная ситуация и философское направление II половины ХХ ст.

ПРАКТИКА – целеполагающая деятельность людей; освоение и преобразование действительности.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ – истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Характерен для средневековой историографии, философии и теологии (Августин и др.).

ПРОГРЕСС –развитие человечества в направлении к лучшему, высшему, более совершенному как в материальном, так и духовном смысле состоянию.

ПРОСВЕЩЕНИЕ –в узком смысле течение в культурной и общественно-политической жизни Западной Европы XVIII в., выдвигавшее требование замены мировоззрения, основывающегося на религиозном или политическом авторитете таким, которое вытекает из требований человеческого разума, и ратовавшее за преобразование всех сторон жизни современного ему общества на основе распространения знания и развития наук.

ПРОТИВОРЕЧИЕ –взаимодействие противоположных, ­взаимоисключающих сторон объекта или системы, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, являясь источником самодвижения и развития объективного мира и познания человеком этого мира.

ПРОТАГОР из Абдер (ок. 480–ок. 410 до н. э.) – древнегреческий философ, виднейший из софистов. Утверждал субъективную обусловленность знания и выдвинул тезис: «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». В Афинах Протагор обвинялся в атеизме.

ПСИХОАНАЛИЗ –медицинский метод, психологическая тео­рия и влиятельное философское направление, связанное с изучением скрытых связей и основ человеческой жизни.

РАЦИОНАЛИЗМ – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Научное (т. е. объ­ективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума – одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм – ведущее направление философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) и один из философских источников идеологии Просвещения.

РЕЛИГИЯ – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

РЕФЛЕКСИЯ– форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

РУССО Жан Жак(1712–1778) – французский писатель, фи­лософ и просветитель («Об общественном договоре», «О причине неравенства»).

САНСАРА –один из основных терминов индийской философии и религии, обозначающий бесконечную цепь все новых и новых рождений человеческой души или личности в различных образах (Бога, человека, животного) в зависимости от степени праведности текущей жизни.

САРТРЖан Поль (1905–1980) –французский философ, вли­ятельнейший представитель экзистенциализма.

СВЕРХЧЕЛОВЕК –представление о совершенном человеке, являющемся таковым не благодаря воспитанию его другими или самовоспитанию, а в силу присущей ему от рождения силы. Наибольшую известность получила концепция Сверхчеловека Фридриха Ницше.

СВЕРХ-Я (супер-Эго) –у З. Фрейда понятие, охватывающее один из компонентов организации человеческой психики, ее высшая инстанция, выполняющая роль внутреннего цензора, совести и т. д.

СВОБОДА – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.

СЕНСУАЛИЗМ – направление в теории познания, согласно которому ощущения, восприятия – основа и главная форма до­стоверного познания. Получило распространение в механистическом материализме французского Просвещения.

СИНЕРГЕТИКА – созданное профессором Штутгартского университета Германом Хакеном междисциплинарное направление, теория самоорганизации сложных систем, состоящих из многих подсистем различной природы (электронов, атомов, мо­лекул, клеток, нейронов, механических элементов, органов ­животных, людей, транспортных средств и т. д.). С. объясняет, каким образом взаимодействие таких подсистем приводит к возникновению пространственных, временных или пространственно-временных структур в макроскопическом масштабе. Сегодня на основе теории С. создается новая научная картина мира.

СИСТЕМА – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целост­ность, единство.

СКЕПТИЦИЗМ – философская позиция, характеризующаяся сомнением в существовании какого-либо надежного критерия истины (пример – позиция И. Канта). Крайняя форма скептицизма – агностицизм.

СОЗНАНИЕ –одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание – высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ – раздел философии, описывающий общество, его законы, его исторические формы, выявляющий логику социальных процессов.

СОФИСТЫ – в Др. Греции люди, сведущие в какой-нибудь области: профессиональные учителя философии и красноречия II половины V–I половины IV вв. до н. э. (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий и др.). Для софистов характерно перемещение интересов от поисков абсолютной истины о космосе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека «без предрассудков» в обществе (критика традиционной морали, скептическая теория познания, риторическая, логическая и лингвистическая теория «убедительной речи»). С критикой софистов выступили Сократ и Платон.

СОФИСТИКА – способ рассуждения или ведения спора, предпринимаемых не ради выявления истины, а ради навязывания убеждения в собственной правоте, либо для упражнения в остроумии и находчивости, а потому ведется с сознательным нарушением законов логики.

СОЦИОАНТРОПОЦЕНТРИЗМ – одна из характернейших черт мифологического сознания, заключавшаяся в переносе на окружающий человека мир в процессе его объяснения черт общества или самого человека.

СПИНОЗА Бенедикт (Барух) (1632–1677) – нидерландский философ, пантеист. Сочинения: «Богословско-политический трактат» (1670), «Этика» (1677).

«СРОДНЫЙ ТРУД» –в философской системе Г. С. Сковороды предрасположенность человека к какому-либо роду деятельности, который будет ему удаваться и приносить моральное удовлетворение. «Сродность» устанавливается свыше (Богом или природой), однако только от человека зависит, сумеет ли он найти свою сродность. У каждого человека есть сродность, но у разных людей разные сродности. Занятие «сродным трудом» по Сковороде – единственный способ достижения счастья в жизни.

СТАНОВЛЕНИЕ –процесс перехода от одного состояния бытия к другому, в широком смысле – процесс формирования, утверждения кого-либо, чего-либо.

СУБЛИМАЦИЯ –веденное З. Фрейдом психоаналитическое понятие, означающеепсихический процесс преобразования и переключения энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено З. Фрейдом (1900), рассматривавшим сублимацию как один из видов трансформации влечений (либидо), противоположный вы­теснению.

нечто неизменное, то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, сущность, лежащая в основе всего существующего.

СУБЪЕКТ – носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

СУЩНОСТЬ –то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных, основополагающих, наиболее принципиальных свойств.

СХОЛАСТИКА – последний и высший этап развития ре­лигиозной философии западноевропейского Средневековья, ­характеризующийся соединением теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам.

ТВОРЧЕСТВО – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности.

ТЕОГОНИЯ –разновидность поздних мифов, в которых шла речь о происхождении богов. Многие теогонические мифы (напр., «Теогония» Гесиода) являются по своему содержанию предфилософскими.

ТЕОЛОГИЯ – совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В эпоху западноевропейского Средневековья понималась как высшая ступень человеческого знания, по отношению к которой философия являлась всего лишь «служанкой».

ТЕОЦЕНТРИЗМ –основной принцип средневековой религиозно-философской картины мира, согласно которому центром мира является Бог, который сотворил мир из ничего, предопределил его судьбу и судьбу человечества.

ТОЙНБИ (Toynbee) Арнолд Джозеф (1889–1975) – английский историк и социолог. Выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения; движущая сила их развития – «творческая элита», увлекающая за собой «инертное большинство»; прогресс человечества – в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных анимистических верований через универсальные религии к единой религии будущего.

ТОЧКА БИФУРКАЦИИ –в синергетике переломный момент в развитии системы, когда принципиально невозможно определить дальнейшее направление ее функционирования.

УНИВЕРСАЛИИ – общие понятия. Онтологический статус универсалий – одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалиях Х–XIV вв.): существуют ли универсалии «до вещей», как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), «в вещах» (аристотелизм, умеренный реализм), «после вещей» в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм).

УТОПИЯ –течение мысли, изображающее идеальное состояние совместной жизни людей, преимущественно с гуманитарно-коммунистической окраской, произвольно сконструированный образ (идеал) желаемого общества. Прообразом всех утопий является «Государство» Платона. Слово и понятие «утопия» введены английским гуманистом Томасом Мором (роман «Утопия», 1516).

ЦИВИЛИЗАЦИЯ – 1) синоним культуры; 2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация), 3) крупное историческое образование с самобытным экономическим, политическим, социальным и духовным укладом (индийская цивилизация, цивилизация инков).

ШВЕЙЦЕРАльберт (1875–1965) – немецкий теолог, мыслитель, общественный деятель, лауреат Нобелевской премии мира 1952 года.

ШПЕНГЛЕР Освальд (1880–1936) – немецкий философ, историк, представитель «философии жизни». В своей работе «Закат Европы» развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов» (египетского, индийского, китайского и т. д.), выражающих коллективную «душу» народа и проходящих определенный жизненный цикл, длящийся около тысячелетия.

ФАЛЕС (ок. 640–ок. 546 гг. до н.э.) – древнегреческий философ и ученый, основатель так называемой ионийской (милетской) школы, родоначальник античной философии и науки.

ФАТАЛИЗМ – представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение и т. п.

Наши рекомендации