Проблема системы упражнений в методике обучения
ИЯ как учебный предмет характеризуется тремя аспектами: лингвистическим, психологическим и социальным, кот. образуют единое целое и обеспечивают языку возможность выполнять свою роль как ср-тво общенияВ совр. методике процесс обучения ИЯ - непрерывная цепочка последовательно выполняемых упр. Качество их выполнения сказывается на успехе овладения реч деят-тью на ИЯ.
Упр являются не только ср-вом усвоения яз материала, но и ср-вом овладения различными видами реч деят-ти. Упр рассматр.по-разному. 1- как структурную единицу методической организации учебного материала. 2- единица обучения инояз. реч деят-сти. Упр. реализуют самые разнообразные приемы обучения, создают благоприятные условия для развития реч навыков и умений на ИЯ.
И. Л. Бим : У.-минимальная единица организации учебной деятельности школьника по усвоению элементов системы ИЯ, это форма взаимодействия учителя и учащихся (при сам раб - учащихся и учебника), опосредуемая учебным материалом и имеющая стандартизованную структуру. Упр включает в свою структуру: а) постановку задачи; б) указание ее решения (опоры, ориентиры); в) ее решение; г) контроль (самоконтроль).
С.Ф.Шатилов У- «специально организованное в учебных условиях одно или многоразовое выполнение отдельной операции, ряда операций либо действий реч (или яз) характера».
У характер: а) целью (целевая установка), речевой задачей (условной или реальной); б) реч действиями; г) яз формой и содержанием; д) определенным местом в СУ; е) определенным временем на его выполнение; ж) результатом выполнения; з) вербальным и невербальным материалом; и) способом выполнения упр; к) организационной формой выполнения упр.
При решении проблемы У встают 2 вопроса: а) определить критерии разграничения типов У; б) построить конкретную СУ на основе выделенных критериев.
В теории методики преподавания ИЯ классификация У проводилась на основе самых разных критериев: а) учет процессов памяти, узнавания, осмысления и воспроизведения языкового материала (К.А.Ганшина, И.А.Грузинская); б) различение языка и речи (И.В.Рахманов, М.С.Ильин); в) этапы процесса овладения ин речью (Е.И.Пассов).
Первая попытка разработать основные типы и виды У для обучения ИЯ принадлежит академику И.В.Рахманову. Он выделил: а) языковые и речевые У; б) У, связанные и несвязанные с текстом; в) переводные и беспереводные У.
Б. А. Лапидус в своей классификации У предлагает: а) чисто тренировочные У; б) элементарные комбинированные У; в) комбинированные У.
Е. И. Пассов- исходный критерий для опр. типов У - цель У с точки зрения этапов становления реч умения. => все У делятся на: а) У для формирования навыков (условно-речевые упр); б) У для развития умений (реч упр). Среди типов упр Е.И.Пассов выделяет их виды по четырем параметрам: а) по речевой задаче; б) по ситуативной отнесенности фраз; в) по обусловленности высказывания содержательной и структурной сторонами; г) по опорам, используемым при составлении высказывания
Исходя из методического требования по вычленению трудностей при обучении устной речи, С.Ф.Шатилов предложил аспектную классификацию реч тренировочных упр. Так, целью грамматически направленных коммуникативных упр является формирование речевых грам-ких навыков на знакомом лексическом материале. Цель лексически направленных речевых упр, состоит в тренировке лексики в речи в знакомых грам-ких формах и структурах.
Классификация упр необходима как в теоретическом, так и в практическом план. Система упр обеспечивает: а) подбор необходимых упр.: соответствующих характеру того или иного навыка или умения; б) определение необходимой последовательности упр; в) правильное расположение материала и его соотношение; г) систематичность материала и определенных упр; д) правильная взаимосвязь (соотношение и взаимодействие) разных видов речевой деятельности между собой и внутри себя, Тесное взаимодействие упр между собой, обеспечивают : целенаправленных действий по достижению конкретных целей : основным видам речевой деятельности. Е. И. Пассов выделяет четыре уровня усвоения иноязычного материала.1-й уровень - усвоения частного языкового материала (фонет, лекс и грам). 2-й уровень усвоения какой-ли-бо стороны речевой деятельности, напр., произносительной, 3-й уровень - применения языкового материала в к-л виде речевой деятельности (в аудировании, говорении, чтении или письме). 4-й уровень - усвоения ИЯ в целом (одновременное использование всех видов речевой деятельности).
Комплекс упр (КУ) предусматривает автоматизацию частного языкового материала (лекс, грам, фонет), совершенствование навыков с опорой на текст, развитие речевого умения на основе одной темы.
Подсистема упр (ПУ) предусматривает усвоение одной из сторон речевой деятельности. Обучение, например, говорению включает три подсистемы упр для усвоения произносительной, лексич и грам сторон речи. Каждая подсистема включает КУ.
Частная система упр (ЧСУ) предусматривает усвоение какого-либо вида речевой деятельности: говорения, аудирования, чтения письма. ЧСУ состоит из определенных подсистем.
Общая система упражнений (ОСУ) предусматривает усвоение языка в целом. Состав общей системы упр зависит от цели обучения.
Общий подход Пассова не лишен логики и убедительности, но не отражает этапов формирования навыков.
Существенным признаком СУ, считает И.В.Рахманов, является выделение типов упр, последовательность их выполнения.
В составе компонентов СУ Н. И. Гез выделяет постоянные и вариативные признаки. К постоянным признакам она относит последовательность выполнения упр и поэтапность формирования» навыков. Среди вариативных признаков она называет набор и характер речевых операций, зависящих от яз материала, этапа обучения и вида реч деят-ти.
В СУ, по мнению многих авторов, должен быть отважен конкретный вид реч деят-ти. Т.к. навыки, обслуживающие различные виды реч деят-ти, имеют свою специфику, развиваются по своим закономерностям.
Структура упр.: 1. установка – формулировка задания, 2. модель –образец выполнения упр., 3. проведение
Требования к преподавателю: виртуозное владение яз., организаторские способности.