Системы упражнений для обучения аудированию в средней школе

В обучении аудированию выделяют подготовительные и коммуникативные типы упражнений. Целью подготовительных упражнений является формирование речевых навыков аудирования (фонетических, лексических, грамматических).

Подготовительные упражнения только готовят учащихся к аудированию течь. Это некоммуникативные, рецептивные упражнения: на восприятие, узнавания или различия звука, терминального тона, лексической единицы, грамматической структуры; на сегментацию слов и словосочетаний, на понимание грамматических структур, на развитие речевых механизмов аудирования (вероятного прогнозирования, внимания и аудитивные памяти, осмысления).

К примеру:

1. Упражнение на дифференциацию звуковой формы слова

Подбирается группы слов, которые отличаются одним звуком (wrote-road; code -coat). Ученики показывают с помощью сигнальных карточек (или другим способом) или согласный звук в приведенных словах есть глухим / звонким, гласный - открытым / закрытым, находится под ударением первый / второй состав.

2. Семантизация производных и сложных слов (agree - disagree, (to) train-trainer-training)

Такие упражнения помогает ученикам в семантизации незнакомых сложных и производных слов на основе знания словообразовательных элементов. Например, ученики семантизують слова в парах или в контексте фразы.

3. Семантизация элементов в синтагме .. (to ... a play (perform).

4. Упражнения на понимание фраз с незнакомыми лексическими единицами и многофункциональными грамматическими структурами.

Такие упражнения учат понимать актуальное значение лексических единиц и значение отдельных граматичних функций языкового явления на основе контекста.

Пример: The brakes of the car are very good. The driver brakes very often.

5. Дифференциация значений паронимов (coach-couch; people-pupil, no-now)

Поскольку паронимы подобные по своей форме, то при аудировании их значение легко смешиваются, особенно когда они выполняют одинаковые синтаксические функции. Это вызывает необходимость выполнения упражнений с парами паронимов.

6. Упражнения на развитие вероятного прогнозирования.

Послушайте первую фразу и, опираясь на ее содержание, завершите другую. Послушайте загадку и отгадайте ее.

Послушайте заголовки и скажите, о чем говорится в текстах.

Послушайте начало рассказа и определите, о чем она.

7. Упражнения на развитие внимания и аудитивной памяти.

Послушайте слово, словосочетание, фразу и повторите их.

Послушайте две фразы, логически связанные между собой, и повторите их.

Послушайте части фразы, соедините их в одну фразу и воспроизведите ее. Послушайте две фразы и определите, что пропущено во второй.

Послушайте объявления и заполните пробелы в графическом варианте того же объявления. В целом упражнения этой группы направлены на преодоление изолированных, искусственно выделенных труда; они являются лишь первой ступенью к формированию умений аудирования.

Коммуникативные упражнения выполняют с целью развития умений аудирования на основе аудитивные текстов.

Понимание текста как конечной цели восприятия осуществляется при тесном взаимодействии предметного, предметно-образного, логического понимания и понимания подтекста. Некоторые тексты предусматривают все уровни понимания, другие, более простые по содержанию, нуждаются лишь предметного или предметно-образного уровня.

1. Упражнения для предметного понимания текста:

• послушайте текст и ответьте на вопросы по его содержанию;

• послушайте два варианта текста и найдите различия в их содержании;

• прочитайте текст на родном языке, а затем прослушайте его иностранным. Найдите различия в содержании;

• послушайте текст, среди написанных на доске предложений найдите те, которые соответствуют его содержания, в тетрадях запишите их номера;

• послушайте текст и дайте перечень, изложенных в нем фактов.

2. Упражнения для предметно-образного понимания текста:

• послушайте текст и подберите из предложенных к нему рисунков те, которые правильно отражают его содержание;

• послушайте текст и перераспределите иллюстрации, представленные в неправильной последовательности;

• сравните прослушан текст с картинкой и найдите несоответствия;

• послушайте текст и расскажите, какую картину вы представляете.

3. Упражнения для логического понимания текста:

• составьте план рассказа, который вы прослушали;

• прослушайте вступление к рассказу и выскажите свои соображения по его общего содержания;

• прослушайте незавершенное рассказы и завершите его самостоятельно;

• прослушайте рассказ и в максимально сжатой форме передайте его содержание;

• прослушайте рассказ и сформулируйте его идею.

4. Упражнения для понимания подтекста:

• найдите в прослушанному тексте данные, свидетельствующие об отношении автора к персонажам;

• найдите в прослушанному тексте найгумористичниши (драматические) аспекты;

• прослушайте текст и найдите различия между действиями персонажей и их словами.

Такие упражнения нужно проводить регулярно, почти на каждом уроке, что будет способствовать формированию гибких механизмов аудирования.

Наши рекомендации